Анисимов Сергей Фёдорович
|
Другие персоны с фамилией Анисимов
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 20.06 Кто родился в этот год 1922 |
- специалист в области этики и социальной философии; доктор философских наук, профессор
Род. в Казани.
Участник Великой Отечественной войны.
Окончил философский факультет МГУ (1949).
С 1958 - преподаватель, старший научный сотрудник, доцент, профессор философского факультета МГУ.
Заведующий кафедрой этики (1970-1980), работал профессор кафедры исторического материализма того же факультета (1980-1986).
В настоящее время - профессор кафедры этики философского факультета МГУ.
Заслуженный профессор МГУ. Действительный член Международной Академии наук высшей школы.
Применяя комплексный подход к решению философских проблем на стыках наук, Анисимов в 50-х гг. исследовал общую природу объективных закономерностей и логические особенности отражающих их законов науки, взаимоотношение категорий закона, причинности, необходимости и случайности. Стремился показать богатство философских идей, сопряженных с новой отраслью науки и техники.
В 60-х гг. опубликовал ряд работ о свободомыслии французских и немецких просветителей XVIII в., а также об имманентах начала XX в.
С 70-х гг. главной областью научных интересов - духовная жизнь людей: философия религии, этика, а также философская теория ценностей (аксиология) как общая основа наук о человеческой духовности.
В настоящее время основное направление исследований - проблемы нормативной и аксиологической этики. В своих работах развивает концепцию, согласно которой мораль - не только "форма отражения" действительности в сознании, но фундаментальное свойство всей человеческой жизнедеятельности, иммунная система, предохраняющая от энтропийного распада духовности личности и общества. На эту роль не могу претендовать ни политеское сознание, ни правосознание, ни наука, ни эстетическое и религиозное сознание и никакой другой элемент духовности. Эта уникальная роль морального сознания является плодом всей социальной и - еще далее - космической эволюции. Этим же можно объяснить "тайну" необычайной повелительности нравственного чувства, самоочевидной императивности моральных требований.
В настоящее время человечество, особенно Россия, переживает кризис нравственной духовности. В сочетании с глобальным характером некоторых других кризисных ситуаций - экономических, военно-политических, экологических, демографических и т.д.- повсеместный упадок нравственности, ослабление ее защитной функции ставят человечество на пороге XXI в. перед дилеммой: возрождение и обновление моральной духовности - или конец человеческой цивилизации на Земле.
В последние годы Анисимов исследует проблемы теории ценности; подвергает критике односторонние субъективистские и объективистские теории ценности, утверждая, что феномен ценности можно правильно понять и определить только в границах той полной реальности, каковой является вся человеческая жизнедеятельность в единстве ее объективных и субъективных компонентов. С этой целью он вводит фундаментальыне, по его мнению, понятия: значение, значимость, значимое (ценностное) отношение, шкала ("иерархия") значений и др., раскрывает взаимосвязь ценностей и оценок с другими элементами человеческой деятельности: потребностями, нормами, знанием.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх