Ананьев Анатолий Андреевич
|
Другие персоны с фамилией Ананьев
Другие персоны с именем Анатолий Кто родился в этот день 18.07 Кто родился в этот год 1925 |
[18.7.1925, г. Аулие-Ата (с 1938 — Джамбул), Казахстан — 7.12.2001, Москва]
— прозаик, публицист, критик.
Родители — из крестьян, отец — участник Первой мировой войны, затем — красноармеец, воевал в
Сибири, Казахстане, Средней Азии. Демобилизовавшись по инвалидности, вернулся с семьей в родное
с.Рыково, близ Белебея (Южный Урал), где Ананьев с детства узнал тяжесть крестьянского труда и
голод, спасаясь от которого семья вновь двинулась в Среднюю Азию. И.Волгин, исследователь
творчества Ананьева, сообщает, что отец писателя был дважды раскулачен, о чем не упоминается ни в
одной официальной биографии, но что отложилось в памяти Ананьева.
В г.Намангане прошло детство Ананьева, учеба в техникуме (из школы ушел, чтобы помогать семье),
работа на хлопкоочистительном заводе. Отсюда в 1942, не достигнув 18 лет, Ананьев ушел в армию:
учился в эвакуированном в г.Фергану Харьковском артиллерийском училище, затем был послан на фронт.
Войну Ананьев прошел от Курской дуги до австрийского города Пугшталь, где встретил Победу. В дек.
1945 20-летний Ананьев, израненный и контуженный, возвратился домой. Семья (старик-инвалид отец,
почти ослепшая мать, больной туберкулезом младший брат) жила в основном на его военное жалование.
Пришлось срочно, забрав брата, ехать на работу в колхоз. Учился в вечерней школе, затем — заочно в
сельскохозяйственном институте, ставил удачные опыты по выращиванию табака, работал на
Алма-Атинском ферментационном заводе. В Алма-Ате Ананьев впервые опубликовал несколько стих, и
понял, что его призвание — литература.
В 1956 выходит первая и единственная книга стихов Ананьева «Верный путь».
В 1958 Ананьев оканчивает филологический факультет Казахского университета, в этом же году выходит
его первая книга прозы — историко-революционный цикл «Верненские рассказы» (дореволюционное
название Алма-Аты — г.Верный). Со студенческих лет Ананьев работал в газетах, публикуя острые
проблемные статьи по различным вопросам, в т.ч. экологическим.
В 1959 появляется первая повесть Ананьев о Великой Отечественной войне — «Малый заслон», в которой
проявилась способность автора подробно и живо запоминать увиденное (написанная до этого на
современном материале повесть «Смотрины» напечатана не была, кроме небольшого отрывка под
названием «Жирный гусь» // Литературный Киргизстан. 1959. №4). В «Малом заслоне» идет речь о боевой
операции в р-не Мозырь-Калинковичи, к которой Ананьев вернется еще раз в романе «Версты любви». Это
не случайно: именно здесь Ананьев пережил то потрясение и боль, которые вызвали в нем желание
рассказать об увиденном на войне.
В 1963 вышел роман «Танки идут ромбом» — о самых первых военных впечатлениях Ананьев, о Курской
битве. По количеству страниц роман почти не превышает большую повесть. Но «пространство боя» у
Ананьев уже приобретает др. характер — становится объемнее и глубже. Ананьев сочетает «окопную
правду» (что дало возможность соединить его с направлением т.н. «лейтенантской прозы») с отчетливо
присутствующим контекстом всей войны. Главными в повествовании были не масштабы сражения, но
предыстория героев, раскрытие диалектики их внутреннего мира. Герой романа (во многом
автобиографический) лейтенант Володин познает многое, впервые не по книгам понимает, что такое
война и что такое Родина. Но только спустя много лет после «ночей мучений», изучения архивов и
документов перед героем (как и перед самим автором) отчетливо предстанет вся Курская битва — в ее
человеческом и всемирно-историческом значении. В критических откликах на роман подчеркивалась
стилевая доминанта прозы Ананьев — откровенная ориентация на традиции Л.Толстого, проявившаяся
как во внутреннем стремлении к аналитичности, так и в откровенном следовании ряду приемов
толстовского построения фразы с ее большим объемом, как бы замедленным ритмом и усложненным
синтаксисом.
Почти через десятилетие (1971) появился еще один роман Ананьев о войне, получивший совсем не военное
название — «Версты любви». Его открытая обращенность в настоящее будет подчеркнута двойным
худож. временем, героями двух эпох. Он написан в иную пору все более углубляющегося внимания
литературы к нравственным проблемам, к вечным ценностям человеческого бытия. В случайную встречу
представителей военного и послевоенного поколений властно врывается память о любви, которая
сильнее войны, сильнее смерти. Проза Ананьев приобретала философский характер: размышления о том, в
чем истинное назначение человека, об извечных проблемах добра и зла, о связи времен, о свободе воли и
долге, о сложности нравственного выбора.
В промежутке между «этапными» военными романами в 1960-е Ананьев написан ряд произведений, не
сыгравших особой роли в истории литературы. Это очерковые повести на «дежурную» атеистическую
тему (где вдобавок стерта грань между христианской религией и сектантством) — «Тень Иисуса» (1961) и
«Козыри монаха Григория» (1964), а также острый по проблематике («крестьянское братство» старой
деревни — миф или правда?), но достаточно уязвимый с точки зрения прямолинейности художественного
решения роман о русской деревне — «Межа» (1969).
С 1973 Ананьев занимает пост главного редактора журнала «Октябрь». С этого времени журнал
приобретает выраженный «предперестроечный» характер, о чем свидетельствует резкое изменение
тематики произведений (многие из них относятся к «возвращенной литературе») и круга привлекаемых
авторов. Это было тем более знаменательно, что Ананьев в советские годы отнюдь не принадлежал к
числу гонимых, занимая видные посты секретаря правления СП СССР, депутата Верховного Совета, а
затем — народного депутата СССР, заместителя председателя Советского комитета защиты мира.
В 1975-1984 Ананьев публикует 4 книги романа с подчеркнутым названием «Годы без войны». Роман
продолжал традицию философских размышлений «Верст любви», основанных на характерном для Ананьев
пристальном художественном исследовании сугубо конкретных деталей и подробностей человеческого
бытия в определенную историческую эпоху. В произведении соединились черты различных типов романа
— семейного, производственного, исторического и др. Сложная структура текста с достаточно прочно
«сцементированными» сюжетными линиями представляет как бы многопрофильный срез истории общества
второй половины XX столетия с его государственными и частными проблемами. Это дало основание
критике определить роман как своеобразную «энциклопедию советской жизни». Обратившись не к
«роковым» или «звездным» часам человечества, а к эпохе внешне стабильной, Ананьев увидел в крушении
семейных отношений, личной жизни признаки надвигающихся общественных катаклизмов.
В начале 1990-х Ананьев создает 2 романа о противоречиях сегодняшней жизни (которые, по мнению
Ананьев, следует разрешать с оглядкой на национальный опыт прошлого, на «письмена и скрижали
истории») — «Скрижали и колокола» (1990), а также исторический роман об эпохе Ивана Грозного — «Лики
бессмертной власти» (1993), впрочем, далеко выходящий за рамки одного только XVI в. Роман обращен к
исследованию самой природы тирании.
В 1993-94 читатель познакомился с еще одной попыткой Ананьев «подойти к современности с глубокого
тыла» (слова А.Толстого) — «Призвание Рюриковичей, или Тысячелетняя загадка России. Версии,
основанные на исторических свидетельствах, фактах и документах». В произведениях Ананьев последних
лет все более отчетливо проявляется стремление исследовать реальность и мифы русской
государственности.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх