Аль Даниил
|
Другие персоны с фамилией Аль
Другие персоны с именем Даниил Кто родился в этот день 03.02 Кто родился в этот год 1919 |
[3.2.1919, Петроград]
— драматург, прозаик. Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ (1994).
Родился в семье служащего. В 1937 поступил на исторический факультет ЛГУ.
В июне 1941 вступил добровольцем в народное ополчение, воевал на Ленинградском фронте, на
«ораниенбаумском пятачке». После войны окончил университет (1945), защитил кандидатскую
диссератацию (тема — редактирование Иваном Грозным летописной истории своего царствования). Был
старшим, затем главным библиографом ОР Государственной Публичной (ныне Российской национальной)
библиотеки в Ленинграде. В дек. 1949 незаконно репрессирован, в начале 1955 досрочно освобожден и
полностью реабилитирован.
В 1983 защитил докторскую диссертацию («Опричнина и формирование аппарата власти самодержавия.
Разыскание и исследование новых исторических источников»).
Первая публикация — научно-популярная книжка «Нашествие Батыя» в серии «Библиотека
красноармейца» (Воениздат, 1939) — получила высокую оценку специалистов: «Литературная
одаренность автора, сознание ответственности темы и назначения работы дали здесь решительную
победу. Книжка эта не только знакомит с прошлым в увлекательном изложении, но и будит в читателе
живое чувство любви к родине и народу» (профессор М.Приселков). В дальнейшем свои научные труды
(более сорока) Альшиц подписывал полным именем, а художественные произведения — псевдонимом (Д.
Аль).
Первая пьеса «Что скажут завтра?» (в соавторстве с Л.Раковым) была поставлена в ленинградском Театре
Комедии (1958) и на ленинградском телевидении (1959). Подлинный успех выпал на долю следующей
пьесы — «Опаснее врага» (также в соавторстве с Л.Раковым, 1-я постановка — в Театре Комедии, 1961). В
основе пьесы — события в некоем научно-исследовательском «институте кефира», где заправляют
бездельники и приспособленцы, а немногие талантливые и честные работники находятся в тени.
Просочившиеся сведения о якобы начинающейся кампании по борьбе с дураками (отсюда название пьесы,
восходящее к известной строчке И.Крылова: «услужливый дурак опаснее врага») повергают руководство
в смятение и служат началом цепочки комических поворотов сюжета. Четкое размежевание сил «добра» и
«зла», «значащие» фамилии отрицательных персонажей (Допетровский, Хеопсенко), полное посрамление
их в финале («Вас всех опередила наша стремительная, вечно молодая жизнь!») придают пьесе характер
притчи. В условиях «оттепели» она воспринималась как «сатирическая комедия, высмеивающая
невежественное партийно-номенклатурное руководство наукой и страной в целом... Зритель, как
говорится, валил на нее толпами. На билеты записывались с ночи и то за несколько суток. Во время
гастролей в Москве вокруг театра стояла конная милиция... Похвалы пьесе протрубили в 63 газетах,
начиная с центральных — "Правды" и "Известий"...» (воспоминания Альшица в книге «Писатели России»).
Успеху комедии способствовали узнаваемость ситуаций, живой язык, остроумные реплики, широко
расходившиеся по стране (красноречивая оговорка заведующего отделом кадров: «Введите!» вместо
«Войдите!»). Однако похвалы вскоре сменились резкими нападками, от высоких партийных инстанций
исходили требования «смягчить» сатирический запал комедии. Авторитет руководителя театра —
Н.Акимова — помог сохранить пьесу в репертуаре без изменений.
Схожая судьба была у историко-докумен-тальной драмы «Правду! Ничего, кроме правды!». Основой ее
послужили стенограммы «суда» над Октябрьской революцией, организованного в 1919 юридической
комиссией сената Соединенных Штатов. В качестве персонажей выступают исторические лица (в т.ч.
привлекаемые в качестве свидетелей Джон Рид, Луиза Брайант, деятельница партии правых эсеров
Брешко-Брешковская и др.). Поставленная Г.Товстоноговым в БДТ (1967), пьеса вызвала сначала похвалы
(автор выступал убежденным сторонником исторической правоты социализма), затем критику в
официальных инстанциях (инкриминировалась приверженность идее «конвергенции», то есть мирного
соединения положительных черт капитализма и социализма). Тем не менее историко-документаль-ная
драма в течение 2 лет удерживалась в репертуаре театра.
Прием историко-документального монтажа использован и в других пьесах Альшица: «Рыцари светлой
мечты (Первая глава)» — о судьбах социалистов-утопистов (Томас Мор, Кампанелла, Фурье, Оуэн,
Сен-Симон и др.) (поставлена в Ленинградском Театре им. В.Ф.Комиссаржевской, 1970; на Ленинградском
телевидении, 1978); «Салтыков и Щедрин. Биографическая драма» (в основе сюжета — диалог между
двумя ипостасями одного лица: честным и порядочным, питающим либеральные иллюзии молодым
чиновником Салтыковым и умудренным жизнью писателем-сатириком Щедриным), 1-я публикация — в
сборнике «Пьесы ленинградских драматургов» (1979).
Перу Альшица принадлежат также «повесть для кино» «Без лжи и железа» (в журнальной публикации —
Ленин в Финляндии // Нева. 1975. №4), сценарий «Необычайные приключения Крошкина» (история
обывателя из города Беспальтополя, очутившегося в Первопочинске — идеальном городе осуществленной
коммунистической мечты), комедия-памфлет «Ультиматум».
Среди прозаических произведений Альшица наиболее значительна книга «Приказа умирать не было» (1980
и 1985, в 1-м изд.— «Повесть и рассказы», во 2-м — «Повести и рассказы»), включающая произведения о
войне и блокаде, в большинстве своем публиковавшиеся ранее в периодике. Прозе Альшица свойственны
точность и достоверность деталей, ясность языка, юмор, не покидающий автора-рассказчика даже в
самых драматических ситуациях.
В журнале «Нева» (1992. №8) опубликован мемуарный очерк Альшица «Хорошо посидели. Воспоминания
времен сталинщины», в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1992. 15 февр.) — цикл стихотворений
«Никто не поверит, кто сам не бывал», написанных в заключении.
Сборник «Восстановление ума по черепу» (1996) включает сатирическую прозу Альшица.
Альшицу принадлежат многочисленные публикации научно-популярного жанра, в т.ч. книги «Истории из
истории. От вещего Олега до Петра Великого» (1997), «Историю России рассказывает Санкт-Петербург»
(2001) — очерки, созданные на основе материалов, находящихся в хранилищах Санкт-Петербурга.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх