Алексеев Игорь Серафимович
|
Другие персоны с фамилией Алексеев
Другие персоны с именем Игорь Кто родился в этот день 16.05 Кто родился в этот год 1935 |
- философ и историк науки, специалист по историко-методологическим проблемам физики XX в.; доктор философских наук, профессор
Род. в пос.Ташино (ныне - г.Первомайск) Горьковской обл.
Окончил физический факультет МГУ (1959), заочную аспирант по философии (1962).
Работал на кафедре диалектического материализма естественных факультетов МГУ (1961-1962), на кафедре философии Новосибирского государственного университета (1962-1970), в ИФ АН СССР (1971; 1988), ИИЕТ АН СССР (1971-1982; 1985-1988).
Доцент с 1976, профессор с 1981.
Заведующий кафедрой философии завода-ВТУЗа при ЗИЛе (1982-1985).
В 1972-1982 также преподавал на кафедре философии Москофского физизико-технологического института.
Докторская диссертация - "Концепция дополнительности. Историко-методологический анализ" (1977).
Свою концепцию физического познания и физической реальности Алексеев называл "субъективным материализмом". Этот термин указывал на стремление увидеть человеческую деятельность даже за самыми абстрактными построениями естествознания.
Алексеев рассматривал в качестве объективной реальности не только природу (объекты-вещи), но и человеческую практическую деятельность. Применительно к физической реальности это означает, что действия физика-экспериментатора (процессы измерения) являются объективно реальными и должны быть включены в картину физической реальности.
Согласно Алексеев, именно это имеет место в квантовой механике. В связи с этим Алексеев подробно анализировал концепцию дополнительности Н.Бора, задающую принципы интерпретации квантовой механики. Алексеев выдвинул тезис, что по своей сущности концепция дополнительности является логико-методологией. Постулируется, что процесс наблюдения является неделимым целым, символизируемым квантом действия. Процесс наблюдения необходимо гносеологически разделить на наблюдаемый объект и средства наблюдения (приборы). Информация о целостном акте наблюдения, воплощенная в его результате, должна быть отнесена к наблюдаемому объекту. Результаты описываются на естественном языке, надлежащим образом уточненном с помощью понятий классической физики.
При этом классичность описания средств наблюдения и его результатов приводит к тому, что наблюдаемый объект также описывается в классических понятиях, соответствующих типу примененного средства наблюдения. Поскольку использование некоторых типов приборов исключает друг друга, картины объекта, выраженные в соответствующих наборах классических понятий, также исключают друг друга, представляя собой дополнительные картины, и лишь в совокупности они дают полную информацию о наблюдаемом объекте. Таким образом, невозможность объединения противоречивых аспектов реальности в единой картине предстает в виде несовместимости двух способов описания этой реальности; сама же картина физической реальности остается единой - за счет введения в нее наряду с планом картины объекта плана картины наблюдения, т.е. деятельности.
Согласно Алексееву, концепция дополнительности может быть использована в качестве методологического принципа для разрешения концептуальных трудностей, возникающих во внефизическую область знания, поскольку результаты человеческой деятельности в любой области знания с неизбежностью должны быть описаны средствами обычного языка. При этом принцип дополнительности будет регулировать "неклассическое" употребление "классических" понятий.
Алексеев рассмотрел возможности применения принципа дополнительности в социол. (1966). Представление о двуплановости картины физической реальности нашло отражение в разработанной Алексеевым трехкомпонентной модели структуры физического знания.
Согласно Алексеев, за единицу физического знания берется теория, представляющая собой систему элементов знания; эти элементы отличаются своими объектами отнесения. В трехкомпонентной модели в качестве объектов отнесения выступают наблюдаемые объекты, непосредственно не наблюдаемые объекты, математические объекты; они различаются по способу существования, обусловленному типом деятельности, в которой они фигурируют. Наблюдаемые объекты реально существуют. Ненаблюдаемые - представляют собой онтологизированные конструкты, предназначенные для объяснения наблюдаемых объектов; при этом исходным основанием для онтологизации являются так называемые разрывы в деятельности - проявляющиеся в невозможности достижения желаемых результатов при помощи уже имеющихся средств. Математические объекты также представляют собой конструкты, но им не приписывается реальное существование. Математический аппарат физической теории выступает в роли языка - техники общения, техники интеллектуальной коммуникации, техники оформления результатов творческой деятельности.
Алексеев выдвинул программу построения теории научной рациональности как согласованности элементов содержания системы знания. Деятельность по согласованию является многоуровневой: на нижнем (и основном) находится согласование знания на уровне отдельной теории (включающее согласование элементов содержания знания в целостную систему с помощью интерпретативных связей и согласование теории с эмпирическими данными); на интертеоретичском уровне - согласование отдельных теорий, принадлежащих к одной и той же научной дисциплине. Кроме того, можно выделить уровень междисциплинарного согласования (например, физики и биологии), а также поставить проблему глобального согласования всей науки с остальными подсистемами мира человеческой культуры.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх