Шахов Михаил Олегович [31.05.1965]

Шахов Михаил Олегович (р. 31.05.1965)
       - специалист в области историко-философских исследований старообрядческой книжности, кандидат философских наук.
       Род. в Москве.
       Окончил МХТИ им. Д.И.Менделеева (1988), аспирантуру ИФ РАН (1995).
       В 1990-1997 сотрудник Отдела рукописей Российской государственной библиотеки;
       с 1997 - главный специалист организационного управления РГБ.
       С 1993 - ответственный секретарь Совета церковных приходов Преображенского монастыря.
       В 1989-1994 - ответственный секретарь Историко-богословского общества, главный редактор ежегодного "Журнала Историко-богословского общества".
       С 1997 - директор Старообрядческого исследовательского центра, главный редактор журнала "Древлеправославный Вестник".
       Кандидатская диссертация - "Философские аспекты старообрядчества в русской культуре XVIII века" (1996).
       В работах Шахова исследуется религиозно-философское содержание старообрядческого мировоззрения. Анализируя тексты старообрядческих сочинений, он стремится показать, что старообрядчество является адекватной реакцией традиционного православного мировоззрения на произведенное никоновской реформой XVII в. насилие, угрожавшее искажением имманентных основ этого мировоззрения.
       Шахов доказывает, что для произведений старообрядческой книжности характерен высокий уровень развития религиозно-философской мысли, целостная, логически связная система воззрений с развитым понятийным аппаратом.
       Шахов показывает философско-мировоззренческую противоположность доктрин старообрядчества и протестантизма.
       Шахов изучает разработку старообрядческими мыслителями проблематики взаимоотношения ролей личности и авторитета в процессе познания, их представления об истине и ее критериях. Эти темы были весьма актуальны для старообрядческой мысли, т.к. раскол вызвал глубокий мировоззренческий кризис, поставивший вопрос о пределах повиновения личности авторитету церковной иерархии.
       Особое внимание Шахов уделяет исследованию историософских и социальных воззрений старообрядчества, проблемам его взаимодействия с современным обществом и государством.
       В работах Шахова также анализируются применявшиеся старообрядцами приемы истолкования и критического исследования религиозных текстов. На основании комплексного исследования связей старообрядческого мировоззрения с онтологическими и гносеологическими представлениями традиционной византийско-русской православной доктрины Шахов обосновывает новую трактовку сущности раскола и старообрядчества, пересматривая проблему соотношения ролей исторической, национальной специфики и религиозно-философские доктрины. Он показывает, что именно религиозного воззрения наднационального характера, которые были по преимуществу инвариантными в православно-христианском учении, имели при этом определяющее значение.
Соч.:
       Гибель авторитетов //Журнал Историко-богословского общества. 1991. Вып.2. 1992. Вып.З;
       Статьи в словаре "Русская философия" (Аввакум, Денисовы, "Поморские ответы", Раскол, Старообрядчество). М., 1995;
       Статьи в Малом энциклопедическом словаре "Русская философия". М., 1995;
       Философские аспекты староверия. М., 1997; 2-е изд., М., 1998;
       Церковь и прогресс цивилизации // Древлеправославный Вестник. 1998. №1;
       Старообрядчество, общество, государство. М., 1998;
       Философские идеи в старообрядчестве // История русской философии: Учебник. М., 1999 (в печати).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:48 UTC