Михайловский Николай Константинович [27.11.1842-10.02.1904]

Михайловский Николай Константинович [15(27).11.1842-28.01(10.02).1904]
       - социолог, философ, публицист.
       Род в г.Мещовск Калужской губ. в семье чиновника из дворян.
       Окончил Костромскую гимназию. Учился в Петербургском институте горных инженеров. Отчислен из института за участие в студенческих волнениях (1863).
       С 1868 работал в журнале "Отечественные записки".
       В 70-х сблизился с народовольцами, публиковал свои работы в "Народной воле". Принимал участие в редактировании "Письма исполнительного комитета Народной воли" Александру III. После закрытия "Отечественных записок", в которых были опубликованы основные работы Михайловского, сотрудничал в журналах "Северный В." и "Русская мысль", а также в газете "Русские ведомости".
       С 1892 - один из ведущих редакторов журнала "Русское богатство", в котором Михайловский работал до самой своей смерти.
       Умер в Петербурге.
       В области общественно-политических воззрений Михайловский примыкал к либеральному крылу народничества, решительно выступая против революционно-насильственных методов борьбы с правительством. Философские и социологические взгляды М. сформировались в 70-е гг. под влиянием идей Герцена, Лаврова, Прудона. Целостная, гармоничная и свободная личность стоит в центре антропологических, социологических и этических представлений Михайловского. Процесс дробления и дегуманизации бытия человека в условиях эксплуататорских сообществ был положен Михайловским в основу критики современной ему российской и европейской действительности, основанных на прогрессирующей специализации и дифференциации труда.
       Михайловский разработал "субъективный метод" в социологии, прямо вытекающий из его персонализма. Суть его состоит в том, что любое социально-историческое познание не может быть объективно-теоретическое., а с необходимостью включает в себя субъективный, оценочный момент. Научная истина неотделима от идеалов и ценностей познающей и волящей личности; знание разума - неотделимо от нравственной правды. Что касается исторического творчества, то, по мнению Михайловского, движущей силой истории выступает личность ("герой"), обладающий не только правдой-истиной (или правдой объективной), но отличающийся могучей субъективной волей к правде и психологической убежденностью в справедливости своих воззрений. Идеи Михайловского оказали огромное влияние на революционное движение в России.
       * * *
       В творчестве Михайловского выделяются два периода: первый - с середины 60-х до середины 80-х; второй - с середины 80-х. Первоначально был близок к революционному социализму народовольцев, однако не разделял тактику террора (Политические письма социалиста. 1880). Позднее эволюционировал к либерализму, в теории главное внимание уделяя обоснованию "субъективного метода" в социальных науках. Наибольшую известность имела работа М. "Что такое прогресс?" (1869), существенно повлиявшая на теорию и практику народнического движения.
       Михайловский разделял науки о природе и науки об обществе. Социальные процессы, считал он, исследуются путем "понимания", а не объяснения, когда "наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого". Социальный мыслитель исходит из примата ценности над фактом, должного над сущим, "правды-справедливости" над "правдой-истиной". Содержанием общественного прогресса является "борьба за индивидуальность", главным ее критерием - движение от общественной разнородности к общественной однородности (в противоположность органицизму Г.Спенсера). Соответственно этому критерию выделяются три фазы истории.
       Первая - объективно-антропоцентрическая, когда человек считал себя центром природы, отсутствовала социальная дифференциация и господствовала простая кооперация.
       Вторая - эксцентрическая, когда человек стал обособлен, господствует социальная дифференциация, сложная кооперация и разделение труда.
       Третья - субъективно-антропоцентрическая, являющаяся как бы повторением на более высоком уровне первой стадии, когда человек вновь становится в центр внимания.
       Михайловский исключительное внимание уделял социально-психологической проблематике, его приоритет в этой области, например, в разработке концепции социального подражания, признавали ведущие ученые Запада (Г.Тард). Важные результаты Михайловским были получены в изучении механизмов социально-политического лидерства (проблема "героя" и "толпы"), в анализе историко-психологической детерминации массовых народных движений ("вольница" и "подвижники").
       Основной материал для философских обобщений М. находил в данных науки, обращаясь к идеям Дарвина, Ламарка, Мечникова, Сеченова. Подвергал критике "теоретический идеализм", разделяя многие положения позитивизма и неокантианства.

М.А.Маслин

Соч.:
       Полное собрание сочинений Т.1-8, 10; 4-е изд. СПб., 1906-1914;
       Литературно-критические статьи. М., 1957.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:48 UTC