Лотман Юрий Михайлович [28.02.1922-28.10.1993]

Лотман Юрий Михайлович (28.02.1922-28.10.1993)
       - специалист в области теории литературы и эстетики, истории русской литературы и культуры, семиотики и культурологии; доктор филологических наук, профессор
       Род. в Петрограде.
       В 1939 поступил на филологический факультет ЛГУ.
       С 1940 - в Советской Армии.
       Участник Великой Отечественной войны.
       Окончил ЛГУ в 1950.
       С 1950 по 1954 работал в Тартуском учительском институте,
       а с 1954 - в Тартуском университете,
       в 1960-1977 - заведующий кафедрой русской литературы данного университета.
       С 1951 - кандидат, с 1961 - доктор филологических наук (Докторская диссертация - "Пути развития русской литературы преддекабристского периода").
       Член-корреспондент Британской академии, академик Норвежской, Шведской, Эстонской академий.
       Скончался в Тарту.
       Историко-научные труды Лотман посвящены истории русской литературы XVII - середину XIXв.
       С начала 60-х гг. Лотман разрабатывает структурально-семиотический подход к изучению художественных произведений, возглавляет систематически проводимые "летние школы", конференции, семинары по семиотическому исследованию различные области культуры. Совокупность этих мероприятий, в которых помимо тартуских ученых принимают участие исследователи из Москвы и других городов, и стала получившей широкую международную известность "Тартуско-Московской школой семиотики". В 1-м выпуске "Трудов по знаковым системам" (1964) напечатаны "Лекции по структуральной поэтике" Лотман.
       Работы Лотман, его единомышленников и последователей в области семиотического анализа различных текстов культуры, в том числе и особенно художественных текстов, объединены идеей "вторичных моделирующих систем", т.е. текст интерпретируется как единство модели объективной и субъективной действительности, а также в качестве знаковой системы, вторичной по отношению к знакам естественного языка - "первичной моделирующей системы". Возглавляемая Лотман "тартуская школа" семиотики продолжает традиции русской "формальной школы", особенно Ю.Тынянова, учитывая опыт развития семиотического структурализма в различных странах, но не ограничивается изучением формальной структуры художественных произведений, уделяя первостепенное внимание семантике знаковых структур ("Структура художественного текста", 1970; "Анализ поэтического текста", 1972).
       Лотман приходит к пониманию того, что семиотический предмет можно адекватно осмыслить не просто как отдельный знак, а как текст, существующий в культуре,- текст, представляющий собой "сложное устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать получаемые сообщения и порождать новые, как информационный генератор, обладающий чертами интеллектуальной личности" (Избранные статьи. Т.1. С. 132). Исходя из этого, Лотман рассматривает и саму культуру в семиотическом ее аспекте, в многообразии ее коммуникативных связей (Статьи по типологии культуры. I, II, Тарту, 1970, 1973). По аналогии с понятиями В.И.Вернадского "биосфера" и "ноосфера" Лотман вводит понятие "семиосфера" (1984), характеризующееся границами семиотического пространства, его структурной неоднородностью и внутренним разнообразием, образующим структурную иерархию, составляющие которой находятся в диалогическом отношении.
       Теоретические воззрения Лотман учитывают развитие современного научного знания, особенно теорию информации, кибернетику, теорию систем и структур, учение о функциональной асимметрии мозга, идеи синергетики ("Культура и взрыв". 1992), и в то же время они опираются на богатейший материал мировой культуры, в первую очередь русской, который предстает в своем типологич. значении.
Соч.:
       Радищев и Шабли //XVIII век. Сб.З. М.-Л., 1958;
       Андрей Сергеевич Кайсаров и литературно-общественная борьба его времени. Тарту, 1958;
       Руссо и русская культура XVIII-начала XIX века // Жан-Жак Руссо. Трактаты. М., 1969;
       Структура художественного текста. М., 1970;
       Искусствознание и "точные" методы в современных зарубежных исследованиях // Семиотика и искусствометрия. М., 1972;
       Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973;
       Сотворение Карамзина. М., 1987;
       Культура и взрыв. М., 1992;
       Избранные статьи. В 3 т. T.I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. Т.II.
       Статьи по истории русской литературы XVIII-пер вой половины XIX века. Таллинн, 1992. Т.III.
       Статьи по истории русской литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкие заметки. [Список трудов Ю.М.Лотмана]. Таллинн, 1993;
       Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М., 1999.

Л.Н.Столович

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:46 UTC