Шпаковский Анатолий Игнатьевич [__.__.1895-__.__.1988] {(1895г.-1988г.)}

Шпаковский Анатолий Игнатьевич (1895-1988)
       - специалист в области философии, культурологии и социологии, поэт; доктор философии, профессор
       Род. в Петербурге.
       Гимназию и два семестра университета окончил в Москве.
       Гражданская война помешала ему завершить образование в России.
       Шпаковский изучает философию во Франции - в университете г.Нанси.
       С середины 20-х гг. Шпаковский преподает французский язык и философию в Сербии, в городах Великая Кикинда и Великий Бечкерек.
       С 1937 Шпаковский проживал в Новосадской русской колонии (г.Новый сад, Сербия), преподавал в Сербской мужской гимназии, сотрудничал в "Летописи Матицы Сербской".
       В Любляне защитил докторскую диссертацию у философа и психолога Франца Вебера.
       В Новом Саде опубликовал ряд книг и брошюр на нескольких языках. В своем первом опубликованном труде на сербском языке - "Культурная перспектива Королевства СХС" (1928) - Шпаковский отмечает, что сербскому духу важно полностью не подчиниться мощному влиянию западноевропейской цивилизации. Он затрагивает вопросы культуры, ее эволюции и призывает к устранению раздвоения так называемой "сербской" души (влияние Азии) и "отмежевавшейся" души (влияние Европы).
       В трактате "Кризис школьной системы, порожденный кризисом культурных форм жизни" (1932) Шпаковский подмечает кризис всех видов духовной деятельности, проникший в Сербию из Западной Европы, и видит освобождение от чуждого для славян налета европейского кризиса в обращении к "культурной силе Славянства". Одновременно он приветствует созданную Европой высшую культурную ценность - личность как необходимое условие для духовного стимула коллектива.
       Первый труд Шпаковского, опубликованный на русском языке, вышел в Новом Саде (1934) - "Разрешение судьбы человеческой". Он посвящен вопросам личности, творцу культуры.
       Шпаковский различает тип человека периферии жизни (человек от мира сего), с утилитарным началом, и тип человека глубин жизни (человек не от мира сего), творящего культуру как высший лик жизни. Первый тип в лучшем случае закрепляет культуру, но большей частью живет духовным и моральным паразитом. Философ-культуролог ищет выход из современного кризиса. Выразителем и пророком гибели западноевропейской культуры Шпаковский считает О.Шпенглера, но взгляды последнего на религию противопоставляет мыслям Н.А.Бердяева о судьбе и миссии христианства.
       В других работах ("Философские мелочи" и "Человеческое "Я" и культура") Шпаковский подчеркивает, что в эпоху кризиса культуры начинает воскресать интерес к религиозному преображению человека. "Человек нашего времени устал от бега своего духа в мир внешний- феноменального и ищет в себе самом преодоление своего бессилия перед миром и его динамикой".
       Шпаковский развивает идеи своего учителя Ф. Вебера о разделении сознания на 4 области (представление, мышление, чувствование, стремление). Он полагает, что аналитическая психологии может оказаться новым стимулом в развитии русской философской мысли.
       В 1942 Шпаковский покидает Новый Сад и уезжает в Германию, а в 1951 иммигрирует в США, где в 1957 становится профессор социологии Джексонвилльского колледжа в штате Алабама. Продолжает писать книги, статьи в американских и европейских журналах, состоит членом Американского социологического общества, общества славянских наук в США, Королевского философского института в Лондоне, общества Канта в Германии и других.
       В течение всей жизни Шпаковский писал стихи на русском языке., но рукописные листы терялись во время частых странствий. Единственный сборник его стихотворений - "На путях жизни и мысли" - был издан в 1962 вашингтонским русским книгоиздательством.
Соч.:
       Kulturna perspektiva Kraljevine Srba, Hrvata i Slovenaca. Velika Kikinda, 1928;
       Kriza skole и vezi sa krizom kulturne forme zivota. Velika Kikinda, 1932;
       Разрешение судьбы человеческой. Новый Сад, 1934;
       Философские мелочи. Новый Сад, 1935;
       Человеческое "Я" и культура. 1: Аналитическая структура человеческого сознания. Новый Сад, 1936;
       Gedanken. 2. Teil. Neusatz, [s.a.];
       Kleinere philosophische Schriften. 2. Buck. Vel. Kikinda, 1938;
       Das menschliche "Ich" und die Kultur: Der psychische Dinamismus und seine Gestaltung der Welt. Novi Sad;
       Das menchliche "lch" und die Kultur: Der Parallelismus der dynamischen Entwicklung des Ich und der Kultur. Novi Sad, 1941;
       Filozofiai miniurok. Ujvidek, 1942;
       Die Perspektiven einer Kultur... Berlin, 1961;
       На путях жизни и мысли. Вашингтон, 1962;
       Freedom, Determination, Indeterminism. The Hague, 1963;
       Reflections and Impressions, [s.1, s.a]; Ideologies (Weltanschauungen) and the Problem of Good and Evil. Huntsville, 1978.

А.Арсеньев, г.Новый Сад, Сербия

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:44 UTC