Гусева Елена Алексеевна [01.06.1949]

Гусева Елена Алексеевна (р. 01.06.1949)
       - специалист в области изучения закономерностей научно-технического познания и научно-технического творчества; доктор философских наук, профессор
       Род. в Ленинграде.
       В 1973 окончила философский факультет ЛГУ, а в 1984 - аспирантуру кафедры философии Ленинградского института водного транспорта.
       С 1974 работала ассистентом кафедры философии. Ленинградского механического института.
       С 1985 и по настоящее время работает в С.-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете.
       С 1988 - заведующий кафедрой философии.
       Докторская диссертация - "Технологическое мышление и техническое творчество: методологический анализ" (1991).
       Гусева выдвигает и обосновывает следующие идеи: в результате развития познавательной деятельности складывается не только "образ мира", с которым человек взаимодействует, но и "образ техники", первоначальные варианты которого формируются на основе повседневной деятельности в рамках обыденного сознания, а затем трансформируется в соответствии с развитием теоретического сознания; технического знания представляют собой определенную "надстройку" над всей системой знаний, продуцированную развитием науки в целом и поэтому оказываются средством выявления многих тенденций, присущих не только познанию, но и всей системе общественной деятельности; в настоящее время происходит смена "лидерства" во взаимодействии естественных и технических наук, так как комплекс технического знания, вырастающий на основе естественно-научных представлений, с развитием общественной практики начинает оказывать все большее обратное воздействие на практику естествознания; растущая саморефлексия техникознания привела к возникновению нового способа интеллектуальной деятельности - "технологического" стиля мышления, который представляет собой особый тип организации знаний, обусловленный ориентацией инженера на предметно-практическое их использование.
       Абсолютизация технологического мышления и его распространение на другие сферы общественной практики постепенно перестает отвечать потребностям культуры, так как схемы и нормы конкретной технологии превращаются в нормы общественной культуры, эту технологию породившей; в результате технического творчества решаются не только созидательные, но и познавательные задачи, что усиливает значение проектировочной деятельности, которая сегодня становится характеристикой всей общественной культуры. В связи с этим увеличивается ориентация инженерно-технического поиска на формирование новых общественных потребностей. Поэтому решение многих проблем, стоящих перед обществом, зависит от того, под воздействием каких идей формируется сознание инженера. Ответственный редактор книги "Проблемы развития человека и общества". СПб., 2000.
Соч.:
       Наука и техника: смена лидера // Вестник высшей школы. М., 1988. №11;
       Взаимодействие познавательных процессов в научном и техническом творчестве. [В соавт.]. Л., 1989.
       Понятие творчества. Техническое творчество // Курс молодого предпринимателя. СПб., 1993.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:44 UTC