Лукьянов Аркадий Викторович [19.10.1959]

Лукьянов Аркадий Викторович (р. 19.10.1959)
       - специалист в области истории философии, теории познания, социальной философии и философии религии; доктор философских наук, профессор
       Род в Уфе.
       Окончил физический факультет Башкирского государственного университета (1982) и аспирантуру по кафедре философии того же университета (1987).
       С 1987 до 1995 - в Башкирском государственном университете (ассистент, старший преподаватель, доцент).
       С 1.09.1995 до 1.09.1996 - в Оренбургском государственном педагогическом институте (профессор, заведующий кафедрой культурологии).
       С 1.09.1996 по 1.02.2001 - профессор кафедры философии и методологии науки этого университета.
       Кандидатская диссертация - "Философское предвосхищение (на материале ретроспективного анализа пространственно-временных представлений в классической немецкой и древнегреческой философии)";
       Докторская диссертация - "Идея духовного в философии И.Г.Фихте в России".
       Редактор сборников статей: "Проблема духовности в современном обществознании" (1989); "Духовность: традиции и проблемы" (1991); "Философия Фихте в России" (1996) и др.
       Главный инициатор создания культурно-просветительного и философского общества им. И.Г.Фихте (1991), которое с апреля 1992 существует как "Уфимское общество им. И.Г.Фихте" (в конце 1993 вошло в состав интернационального Фихтевского общества).
       Главная тема научных исследований Лукьянов - философия Фихте.
       Лукьянов обосновывает положение о том, что она является высшей точкой развития трансцендентальной философии именно по той причине, что исследование проблемы природы здесь передвинуто в плоскость создания не натурфилософии, а трансцендентального природо-учения. Фихте, по мнению Лукьянов, анализирует природу как часть универсальной деятельности трансцендентального субъекта. Изучая гуманистические и технократические, тоталитарные тенденции в истории немецкого идеализма, а также в русской философии конца XIX - начала XX в. и опираясь на философские системы Фихте и позднего Шеллинга, Лукьянов предложил новое учение о космических силах или потенциях, пронизывающих природный и культурный миры.
       По мнению Лукьянов, творческий эрос есть такая космическая потенция, которая свободно парит между чистым бытием-долженствованием ("духом", или первой потенцией) и стремлением избегнуть абсолютной полноты бытия ("любовью", или второй потенцией). Потенцию любви Лукьянов впервые анализировал не только в качестве созидающей мир космической силы, но и в качестве силы, разрывающей мир и человека на части.
       Диалектика, полагает Лукьянов, как бы изначально присуща космическому универсуму. На его границах приходят в самое тесное соприкосновение дух и любовь, как две главнейшие вселенские силы, побуждающие космос и человека, с одной стороны, стремиться к гармонии и целостности, а с другой - не позволяющие этой гармонии осуществиться до конца. Последняя закономерность характерна для творческой личности. Данное учение о потенциях могло бы, по его мнению, способствовать созданию в будущем особой синтетической философии, которая бы объединила гуманистический потенциал философии любви в России с идеей "созидания" или "генезиса", разработанной в теоретических системах Фихте и Шеллинга. Отталкиваясь от данной идеи, Лукьянов осуществил реконструкцию категориального генезиса различных частей "наукоучения", раскрыл собственно фихтевские представления о духовном и его критериях.
       Другим направлением научных изысканий Лукьянов является прогностическая природа философии знания. Предложенный Лукьянов способ обоснования философского предвосхищения позволил придать онтологическим моделям или философским гипотезам статус промежуточного звена между частно-научными теориями и картиной мира на этапе ее формировании. Он обосновал ту мысль, что Аристотелем философски предвосхищен концептуальный базис неевклидовых геометрий, разработанных в XIX в. В трудах по философии религии им показано, что общий ход исторических развертывания религиозной веры, сопровождавшийся апофеозом чувственности, не совпадает с развитием представлений о духовном. Последнее составляет предпосылку и одновременно результат формирования целостного человека.
       Значительное место в научной деятельности Лукьянова занимают переводы немецких. философов на русский язык. Им переведены некоторые неизвестные русскому читателю сочинения И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинга, а также работы современных немецких и итальянских авторов: Р.Лаута, В.Шрадера, Г.Гирндта, М.Ивальдо, Х.Трауба.
       Лукьянов - действительный член Международной академии информатизации.
Соч.:
       Идея развития в основаниях специальной теории относительности // Теория развития и естествознание. М., 1989;
       Фихте и конец XX века: "Я" и "не-Я". [В соавт.]. Уфа, 1992;
       Фихте как историк общественной мысли // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып.4. М., 1993;
       Проблема духовного "Я" в философии И.Г.Фихте. Уфа, 1993;
       Идея трансцендентальной субъективности в немецкой классической и русской философии // Мысль и эюизнь. К 100-летию со дня рождения А.ФЛосева. Уфа, 1993;
       Фихте в России // Русская философия: Словарь. М., 1995;
       Основы истории и философии религий. Курс лекций: В 3 т. Т.1. Дохристианский период. Уфа, 1995;
       Особенности развития транцендентальной философии в России // Философия Фихте в России. Оренбург, 1996;
       Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814). Оренбург, 1997;
       Der Sinn der trans-zendentalen Naturlehre Fichtes // Fichte-Studien. Bd. 11. Amsterdam-Atlana, GA. 1997;
       Fichte in Russland// Der mssische Gedanke (на нем. яз.) 1997. №1 -2;
       Декабризм как разглашенная тайна мистерий: надежда на лучшие времена //Движение декабристов в историческом самосознании. Уфа, 1998;
       Декарт и Фихте: проблема существования //Декарт в канун XXI столетия. М.,1998;
       Русская философия в свете двух тенденций развития метафизики Абсолюта //Культура философствования: проблемы и перспективы. [В соавт.]. Уфа, 1998;
       Фихте о критериях духовного // Философская жизнь Урала. Проблемы истории философии. Альманах. Екатеринбург, 1999;
       Философия в Республике Башкортостан. [В соавт.]. Уфа, 1999;
       Понятие духовности в контексте проблемы неявной деятельности // Обретение и постижение духовности. [В соавт.]. Оренбург, 2000;
       Идея метакритики "чистой" любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа, 2001.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:44 UTC