Клизовский Александр Иванович [02.01.1874-29.04.1942]

Клизовский Александр Иванович (02.01.1874-29.04.1942)
       - философ, популяризатор и интерпретатор восточной философии, в частности "Живой этики" Рерихов.
       Род. в польском городке Сувалки, в семье военного музыканта; родители происходили из крестьян Гродненской губ.
       Клизовский учился в Сувалковской гимназии, но не окончил ее из-за недостатка средств.
       В 17 лет поступил вольнонаемным в стрелковый полк.
       В 1893-1895 учился в военном училище в г.Вильно, затем до начала Первой мировой войны служил в полку в Риге, дослужился до чина капитана. По ложному обвинению в участии в революционном движении и из-за конфликта с военным начальством в 1906 не был допущен к поступлению в Академию Генерального штаба. Четыре года провел в немецком плену, в 1918 вернулся в Ригу.
       Бедствовал, работал маляром, на поденной работе. С учением Живой Этики познакомился через теософские труды Е.П.Блаватской.
       В начале 20-х гг. стал посещать кружок восточной философии В.А.Шибаева, с 1927 состоял в обществе Рерихов. Посещал лекции по философии, состоял в переписке с институтом Гималайских исследований. В свободное от тяжелой физической работы время занимался изучением восточной философии и начал писать по этим вопросам.
       Его первая книга - "Основы миропонимания новой эпохи" (T.I.- 1934, II - 1936, III - 1938) вышла при поддержке общества Рерихов. В книге использовалась обширная литература: Библия, многочисленные труды Е.П.Блаватской, Н.К. и Е.И.Рерихов, Свами Вивекананды и многие другие. Материал излагался в доступной читателю форме, исходя из учения Христа и с использованием совр. автору научных знаний. Книга получила блестящий отзыв Е.И.Рерих. Она писала ему: "Ваш превосходный труд принес большую радость. Это именно то, что так неотложно нужно, ибо следует всеми способами будить сознание, погрязшее в затхлых предрассудках и подавленное ужасами грозного времени. Ведь заря новой эры уже брезжит, и нужно суметь встретить ее пробужденным духом". В письмах Е.И.Рерих помогала Клизовскому в его работе многочисленными советами и пояснениями, а также редактированием рукописей.
       В самом начале Второй мировой войны, 22 июня 1941 бывший белый офицер Клизовский был арестован. Возможно аресту способствовала запись в его деле, хранившемся в политуправлении Риги, о якобы его принадлежности к нелегальной организации русских монархистов в 1937. Сотрудник Е.И.Рерих Р.Рудзитис считает, что определенную роль в судьбе Клизовского сыграла его рукопись книги об очищении религий и о Братстве, где была статья о материализме, в которой Клизовский подчеркивал роль коммунизма, но осуждал материалистическую идеологию. По материалам писателя и историка Ю.Абызова, который опубликовала О.Старовойтова, известно, что Клизовский из Рижского централа был сразу отправлен в общую тюрьму Петропавловска в Казахстане и 29 апреля 1942 был расстрелян (хотя в заключении тюремной больницы записано: "Умер от сердечной недостаточности").
       В эпоху нового мышления, когда приоритет должен отдаваться общечеловеческим ценностям, работы Клизовский приобщают читателя к духовному богатству этических восточных учений, пробуждают человеческое самосознание. Исследуя с позиций восточной философии обширную научную, религиозную литературу, учение Живой Этики, излагая в доступной широким слоям населения форме основным проблемы Бытия, Клизовский не создал собственной философской концепции, но он не был только популяризатором учения Рерихов. Глубина, страстность его обобщений и толкований, проникнутых любовью к Человеку, стремлением раскрыть его возможности, показать приоритеты истинной духовности, делает его работы чрезвычайно ценными и поныне. Благодаря появившейся сейчас возможности познакомиться с работами К. нет необходимости излагать в статье основные положения его трудов, но несколько цитат из них, несомненно, заинтересуют читателя и подвигнут его к более глубокому знакомству с этим замечательным мыслителем.
       * * *
       "...Вечная жизнь и вечное движение есть вечное движение вперед, то есть совершенствование. Таким образом., если цель жизни есть жизнь, то смысл жизни есть совершенствование или вечное движение вперед" ("Основы миропонимания новой эпохи". Минск, 1997. С.25).
       "Признавая стремление к совершенствованию целью и смыслом жизни, необходимо сказать, что совершенствование может идти лишь в одном направлении, в развитии своих духовных сил. Никаких других путей к совершенствованию нет" (Там же. С.29).
       "...Самой могущественной энергией, обладающей как созидательной, так и разрушительной силой, является мысль... Мысль есть первоисточник мироздания, первоисточник всего сущего, ибо всякое творчество зиждется и начинается в мысли" (Там же. С.51).
       "Совокупность условий материи, движения и разума создает то, что мы называем жизнью" (Там же. С.76).
       "Все во всем - вот основная идея Единства Космоса и Единства Жизни" (Там же).
       "Цель многообразного опыта многочисленных жизней человека - раскрытие разнообразных сторон нашего сознания, полное выявление скрытых в нас в потенциальном состоянии сил, красоты и величия, которыми Единая Жизнь наделила каждого из нас... как свое лучшее проявление" (Там же. С.111).
       "...Психическая энергия, будучи основным фактором проявления жизни, выделяется каждым живым организмом соответственно своему сознанию. Чем выше по своему сознанию организм, тем высшего качества психическую энергию он вырабатывает... Пробудить к действию психическую энергию и накопить ее можно лишь постоянным трудом и вечным движение вперед... Высшая мощь достигается и высшее качество психической энергии вырабатывается не механическими приемами, но духовным устремлением..." (Там же. С.561-563).
       "...Психожизнь, или жизнь духа, есть основа всякой жизни, и дух есть тот рычаг, вокруг которого проявляется и вращается физическая жизнь проявленной формы бытия... Материя, лишенная духа, есть мертвая материя, и вне материи дух не существует, являя собой ничто" (Там же. С.540).
Соч.:
       Основы миропонимания Новой Эпохи. Рига. Т.1 - 1934, т.2 - 1936, т.З - 1938; Минск, 1997;
       Психическая энергия. Рига, 1937;
       Правда о масонстве. 2-е изд. Рига, 1990.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:42 UTC