Батищев Генрих Степанович [21.05.1932-31.10.1990]

Батищев Генрих Степанович (21.05.1932-31.10.1990)
       - специалист по теории познания, диалектической логике, этике; доктор философских наук.
       Род. в Казани.
       В 1950 поступил в Московский государственный экономический институт, через год перешел на философский факультет МГУ. Затем аспирант по кафедре философии МИНХ (1961).
       С 1962 работал в ИФ АН СССР: младший научный сотрудник,
       с 1966 - старший научный сотрудник.
       Кандидатская диссертация - "Категория диалектического противоречия в познании" (1963).
       Докторская диссертация - "Диалектический характер творческого отношения человека к миру" (1989).
       Центральной проблемой, занимавшей Батищева, был поиск адекватного методологического аппарата для анализа предельных оснований человеческой деятельности, смысла творчества. Это предопределило широкий спектр его научных интересов. Среди них: проблема основных понятий, характеризующих диалектику и структуру человеческой деятельности; философский анализ творчества; проблема общения; проблема отчуждения; глобально-экологическая проблема; этика философской педагогики и др.
       Сам Батищев выделял в становлении собственного философского мировоззрения три этапа, сообразно трем мировоззренческим позициям, на которых оно последовательно базировалось. Теоретическое развенчание первых двух (в его терминологии "субстанциализма" и "анти-субстанциализма") дано в его основной работе "Диалектика творчества". На третьем этапе (датируемом примерно с 1980) мироистолкование ведется через призму парадигмы "межсубъектности" (включающей в себя субъект-объектные отношения как редуцированный вариант). Новая парадигма позволила дать теоретический анализ креативности в пересечении гносеологических, онтологических и аксиологических ракурсов, проанализировать принципиальные ограничения деятельностного подхода, преодолеть как панлогизм, так и психологизм в истолковании творчества, включить в сферу философского рассмотрения все богатство личностного мира субъекта.
       В результате были разведены на различные уровни, с одной стороны, творческая деятельность, с другой - творческое отношение человека к миру, к объективной диалектике Универсума, к самому себе. Было показано, что это отношение занимает ярус принципиально над-деятельностный и является по сути своей ценностным отношением. Логика межсубъектного подхода позволила также увидеть иерархичность личностного мира субъекта, выделить в нем разного уровня смысловые поля, выявить многомерность творческих-проблемных задач и построить их типологию. Все это, в свою очередь, послужило методологическим основанием для разработок Батищев в области этики и философской педагогики.
Соч.:
       Противоречие как категория диалектической логики. М., 1963;
       Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М., 1969 (часть этой работы Батищева опубликована в 1968 на нем. и англ. яз.);
       The problem of the Universal: its historic-cultural meaning // Philosophical investigations in the USSR. Boston, 1975;
       Диалектика и смысл творчества: к критике антропоцентризма // Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростов-н/Д., 1983;
       Нравственный смысл диалектики //Диалектика и этика. Алма-Ата, 1983;
       Диалектика творчества. (Депонир.). М., 1984;
       Самопознание человека как культурно-созидательного существа // Культура и человек. М., 1984;
       Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения. М., 1987;
       Безусловные ценности и творческое отношение человека к миру: творчество в исследовании и творчество в духовном искании // Человек, деятельность, творчество, стиль мышления. Симферополь, 1987;
       Humanitarisation and axiologisation of knowledge // VII International LMPS congress. M., 1987;
       Творчество и новое педагогическое мышление: от диалектики межсубъектности к проекту системы обновления воспитательных процессов // Творчество и педагогика. М., 1988. Т.1;
       Укорененность и плодотворность // Гармонизация системы "человек - природа". М., 1989;
       Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности.
       Деятельностный подход в плену суб-станциализма. Не деянием единым жив человек // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990;
       Познание, деятельность, общение // Теория познания. В 4 т. Т.2. Социально-культурная природа познания. М., 1991;
       Познание и творчество // Теория познания. В 4 т. Т.2. Социально-культурная природа познания. М., 1991;
       "Найти и обрести себя". "Особенности культуры глубинного общения" // "Вопросы философии" 1995. №3;
       Введение в диалектику творчества. (Серия "Философы России XX века"). СПб., 1997.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:42 UTC