Елисеев Григорий Захарович [06.02.1821-30.01.1891]

Елисеев Григорий Захарович [25.01(06.02).1821-18(30).01.1891]
       - публицист, выступавший по вопросам философии и теории искусства.
       Род. в с.Спасское Томской губернии. Сын сельского священника.
       Окончил Московскую Духовную академию (1844).
       Профессор (с 1849) Казанской Духовной академии. Увлекшись идеями Белинского и Герцена и не чувствуя в себе призвания к деятельности в религиозной сфере, вышел в 1850 из духовного звания, в 1854 оставил академию и поступил на государственную службу в Сибири.
       В 1857 подал в отставку и уехал в Петербург, где нашел свое призвание в публицистике.
       Работал в журналах "Искра" и "Современник", тесно сотрудничал с Чернышевским и Добролюбовым, разделяя и пропагандируя многие их идеи. В начале 60-х вошел в организацию "Земля и Воля".
       С 1868 по 1881 - редактор и ведущий сотрудник "Отечественных записок".
       После 1881 болезнь заставила Елисеева отойти от активной работы в журналистике.
       Елисеев полагал, что перед Россией стоит задача перехода к справедливому общественному устройству, отвечающему интересам народа, в первую очередь - крестьянства. Смысл своей публицистики он видел в содействии выполнению этой задачи.
       Философские вгляды Елисеева в целом можно охарактеризовать как позитивистские с элементами естественнонаучного материализма. Он участвовал в философской дискуссии "Современника" с Юркевичем. Прежнюю метафизику, особенно религиозного толка, Елисеев считал обветшавшей схоластикой. Для него и "спиритуализм", и материализм - философские гипотезы, "равно недостаточные" (Современник. 1863. №3. С.48). В теории познания защищал сенсуализм и эмпиризм, используя идеи Сеченова о рефлексах головного мозга, высказывал мысль о безграничных познавательных возможностях человечества, которым предстоит постепенно реализоваться (Современник. 1864. №4. С.314-315). Популяризировал идеи о происхождении и развитии Вселенной в соответствии с законами естествознания.
       Высоко оценивая диалектику Гегеля, Елисеев проводил мысль о том, что все в мире, включая общество, развивается поступательно в результате борьбы противоположностей.
       Философия, по Елисееву, должна быть ориентирована на науку, способствовать сведению воедино частных положительных знаний. Елисеев надеялся, что Россия сможет легко воспринять европейские достижения и стать передовым обществом, опираясь на крестьянскую общину, поскольку в ней сохраняются социалистические устремления и навыки самоуправления. Для этого надо создать народу нормальные условия, освободив его, путем мирных реформ, от остатков крепостничества.
       Литература для Елисеева - важная составляющая исторического прогресса, а в некоторые эпохи - наиважнейшая. Долг писателя и публициста - служить высшей общественной пользе, а не "чистому" искусству. Елисеев критиковал Белинского за признание последним художественно ценными произведений, дающих "только бесцельное изображение действительности" (Современник. 1866. №2. С.273). Согласно Елисееву, в России журналистика - первостепенная, по своему образовательному влиянию, область литературы: "По журналу учатся мыслить, судить, даже действовать" (Там же. С.265). Такой литературе и посвятил себя Е.

Н.Ф.Рахманкулова

Соч.:
       Исторические очерки // Современник. 1860. №11;
       Сочинения. М., 1894. Т.I;
       Воспоминания //Шестидесятые годы. М.-Л., 1933;
       Письма Г.З.Елисеева к М.Е.Салтыкову-Щедрину. М., 1935.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:40 UTC