Хвостов Вениамин Михайлович [29.02.1868-05.02.1920]

Хвостов Вениамин Михайлович (29.02.1868-05.02.1920)
       - социолог, правовед.
       Род. в Керчи.
       Учился в Александровской гимназии в Керчи, затем - на юридическом факультете Московского университета, который окончил в 1889.
       С 1895 читал там же римское право, с 1889 - профессор.
       Активно сотрудничал в журнале "Вопросы философии и психологии".
       Сопредседатель Московского психологического общества.
       В 1911 вместе с другими профессор вышел в отставку, выразив таким образом свой протест против нарушений университетской автономии. После этого преподавал на Высших женских курсах (сочувственно относясь к проблеме женской эмансипации, часть средств от своих публикаций передавал в пользу слушательниц), в Народном университете А.Л.Шанявского.
       В 1917 возвращается в Московский университет, где читает курс гражданского права.
       В 1920 покончил жизнь самоубийством.
       В качестве основы общественной жизни рассматривал онтологический дуализм стихийно-естественных и свободно-целеполагающих сил. Отсюда - различные формы борьбы в обществе: между стихийным и организованным, подсознательным и сознательным, личным и групповым. Эти формы борьбы, как и определяющие их силы, должны, по X., составить предмет научной социологии. Сущность общественной жизни - духовное взаимодействие между людьми.
       Хвостов считал, что вопросы социологии могут быть правильно поставлены только на психологической основе. К таким вопросам он относил вопросы о природе обществ, идеала, о культуре, личности и социальных группах. Социологические закономерности есть, соответственно, "законы социальной психики". По мнению X., социология должна состоять из двух "отделов": к одному он относил социальную психологию, ко 2-му - методологию общественных наук. В основу последней он полагал метод "социальной типологии", снимавший, по мысли автора, противоположность идеографического и номотетического подходов. "Социальная типология" предполагает создание мыслительных конструктов, занимающих среднее положение между описанием фактов и теорией. Как пишет А.И.Черных, "Подчеркивая важность достоверного, методологически проверенного фактического материала, Хвостов настаивает на необходимости анкетирования, опросов и экспериментов в социологии, что возможно только в условиях специально созданных научных лабораторий и институтов, от деятельности которых зависит будущее социологии. Эти идеи были частично реализованы в деятельности возглавляемого им подразделения созданного в начале 1910г. Московского научного института - Института социальной психологии, целью которого являлась "разработка путей и способов обследования живой социальной действительности" ("S.u.S.". Т.1. С. 140).
       Рассматривая духовное общение, Хвостов различает два его вида - стихийно-подсознательный (масс, психозы, мода, войны, национальный характер) и рациональный (реформы, идеалы, научные и политические программы).
       Хвостов отрицательно относился к революции, считая ее порожденной темными страстями, иррациональной психологической массой. (См.: А.И.Черных. "S.u.S.". С.139-142.) Для изменения общественной жизни, считал он, предпочтительнее реформы, построенные на социологическом знании, с учетом общественного мнения, социальных идеалов и частных интересов. Личность, по Хвостову, есть социокультурное образование; печать общества и культуры накладывается даже на такую физиологическую характеристику человека как пол.
       Хвостов выступал в защиту женской эмансипации, критиковал мораль "двойного стандарта", посвятил ряд работ проблемам участия женщины в функционировании и эволюции культуры человечества. (См.: И.А.Голосенко "РС". С.319-320.)
Соч.:
       Природа человеческого общества //Научное слово. 1903. №9;
       Женщина накануне новой эпохи. М., 1905;
       Этика Ницше //Русская мысль. 1905. №7, 12;
       Памяти дорогого товарища князя С.Н.Трубецкого // Вопросы философии и психологии. 1906. Кн.81;
       Общественное мнение и политические партии. М., 1906;
       Основные проблемы этики. М., 1907;
       Этюды по современной этике. М., 1908;
       Общественное мнение и политические партии. М., 1909;
       Предмет и метод социологии // Вопросы философии и психологии. 1909. Кн.99;
       Социальный организм // Вопросы философии и психологии. Кн.100;
       Науки об общем и науки об индивидуальном // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн.103;
       Теория исторического процесса. М., 1910;
       Историческое мировоззрение В.О.Ключевского. М., 1910;
       Психология женщин. М., 1911;
       Этика человеческого достоинства. Критика пессимизма и оптимизма. М., 1912;
       Участие женщины в умственной культуре человечества. М., 1914;
       Женщина и человеческое достоинство. М., 1914;
       Классификация наук и место социологии в системе научного знания // Вопросы философии и психологии. 1918. Кн. 139-142;
       Социология. Исторический очерк учений об обществе. М. Т.1. 1918;
       Теория исторического процесса. Очерки по философии и методологии истории. 3-е изд. М., 1919;
       Основы социологии. Учение о закономерностях общественных явлений. М., 1920.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:40 UTC