Гоголь Николай Васильевич [01.04.1809-04.03.1852]

Гоголь Николай Васильевич [20.03(01.04).1809-21.02(04.03).1852]
       - великий писатель и мыслитель.
       Род. в Сорочинцах Полтавской губ.
       По окончании Полтавского уездного училища (1819) обучался в Нежинской гимназии высших наук (1821-1828).
       В 1828 переехал в Петербург, состоял на государственной службе.
       Гоголь занимался изысканиями в области истории и в 1834-1835 преподавал в Петербургском университете, однако эта деятельность не увлекла его.
       С 1836 по 1848 жил за границей - в Швейцарии, Париже, Риме.
       Литературную славу и признание Гоголь принес сборник рассказов "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Литературное творчество Г. стало быстро развиваться. Выходят сборник "Миргород" и "Арабески" (1835), "Ревизор" (1836), "Мертвые души", "Шинель" (1842), "Женитьба" (1843) и др.
       Гоголь был дружен с А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским и другими литераторами. Еще в 1840 в Вене Гоголя внезапно настиг приступ тяжелой нервной болезни. Вскоре писатель поправился, но болезнь оставила в его сознании след, способствовав возникновению и развитию религиозно-мистических настроений. В поэме "Похождения Чичикова, или Мертвые души" "нашло новое выражение основное требование гоголевской реалистической эстетики - "извлечение необыкновенного из обыкновенного"... Раскрывавшаяся при этом подмена должных моральных категорий их извращенным выражением, весь ход повествования, подводивший к постановке кардинальных вопросов бытия, сообщали поэме обобщенно-этический, философский смысл. В соответствии с переходом от одного уровня к другому происходило и передвижение понятия "мертвая душа" и всей вытекавшей отсюда антитезы "мертвый-живой" из сферы конкретного словоупотребления в сферу переносной и символической семантики" (Ю.В.Манн. "БСРП". T.l. М., 1989. С.598).
       В начале 1845 у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса и в состоянии резкого обострения болезни он сжигает рукопись 2-го тома "Мертвых душ", впоследствии объясняя это тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.
       В 1847 в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями", где были изложены его сомнения в действенной, учительской функции художественной литературы.
       В 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А.М.Вильегорской, но получает отказ, глубоко его ранивший.
       1 января 1852 Гоголь сообщает об окончании работы над 2-м томом "Мертвых душ", но в последних числах месяца обнаруживаются признаки нового кризиса.
       7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома.
       Гоголь был похоронен в Даниловском монастыре, в 1931 останки перенесены на Новодевичье кладбище. На надгробном памятнике писателю была высечена цитата из книги пророка Иеремии: "Горьким словом моим посмеюся" (Там же. С.601).
       * * *
       Гоголь всю жизнь наряду с художественными произведениями писал теоретические статьи - мыслитель в нем не поглощался художником. Одна из центральных тем его творчества - проблема эстетического начала в человеке.
       Гоголь впервые в истории русской мысли подходит к вопросу об эстетическом аморализме, чрезвычайно остро ставит тему о расхождении эстетической и моральной жизни в человеке. Моральный идеал, которым он был "одержим", им самим воспринимался как нереальный, как некая риторика, не имеющая опоры в естественном строе души.
       Мучительнее всего Гоголь переживал его в вопросе об отношении к людям как к братьям. Гоголь пишет: "... но как полюбить братьев? Как полюбить людей? Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны, и так в них мало прекрасного". Моральный принцип оказывается бессильным, т.к. в действительности душа движется не моральным, а эстетическим вдохновением - т.е. человеческая душа не способна к подлинно моральному действию, к любви. "Человек 19 в. отталкивает от себя брата... Он готов обнять все человечество, а брата не обнимет". "Естественный" аморализм человека, по Гоголь, связан с тем, что в нем доминирует эстетическое начало. Пример тому - повесть "Невский проспект", где вера героя в единство эстетического и морального начал разбивается при встрече с жизнью,- Андрий из "Тараса Бульбы", из-за красоты женщины предавший родину, веру, семью.
       Чем глубже осознает Гоголь трагическую несоединенность в душе эстетического и морального начал, тем проблематичнее становится для него тема красоты, тема искусства. Именно поэтому Гоголь, беспредельно влюбленный в искусство, строит эстетическую утопию, явно неосуществимую и продиктованную потребностью доказать самому себе "полезность искусства".
       Гоголь пишет комедию "Ревизор", имевшую огромный успех на сцене, но никакого морального сдвига не создавшую в русской жизни. Понимание утопичности своей надежды составило исходный пункт дальнейших исканий Гоголя. Подлинно сохранить красоту и добро, считает Гоголь, может только то, что глубже обоих начал, т.е. религия.
       Имея религиозное мировоззрение, Гоголь осознавал трагическую несоединенность Церкви и культуры. Религия, считает он, призвана преобразить естественный строй человека, его культуру, его творчество. На этом пути и приходит Гоголь к тому, чтобы связать всю культуру с Церковью. Гоголь зовет к перестройке всей культуры в духе Православия и является поистине пророком "православной культуры".
       Гоголь первый в истории русской мысли начинает эстетическую критику современности, бичуя ее пошлость. Эта острая критика "духовного мещанства" была впоследствии развита Герценом, Леонтьевым, Достоевским. Для Гоголь "верховная инстанция всего есть Церковь" ("Авторская исповедь"). "Церковь одна в силах разрешить все узлы, недоумения и вопросы наши". Это целая программа построения культуры в духе Православия, на основе свободного обращения к Христу: "Есть внутри земли нашей примиритель... это - наша Церковь... В ней правило и руль наступающему новому порядку вещей...".
       Гоголь выражает мысль, что путь России по существу иной, чем путь Запада, т.к. дух Православия иной, чем дух западного христианства. Гоголю были чужды разногласия между западниками и славянофилами. Он не отделял себя от Запада, не отрекался от него, веря, однако, в особое призвание России - "...затем, что она сильнее других слышит Божию руку на всем, что ни сбывается в ней и чует приближение иного царствия". Диалектика культуры осталась бы бесплодной, если бы эта идея не была раскрыта в конкретной системе группой так называемых старших славянофилов во главе с А.С.Хомяковым и И.В.Киреевским. (См.: 3. "ИРФ". Т.1. 4.1. С.186-194; его же: "Русские мыслители и Европа". Paris, 1955. С.42-63.)
Соч.:
       Сочинения Т.1-6. М.,1855-1856;
       Сочинения и письма. Т.1-6. СПб., 1857;
       Повести. Переписка с друзьями. Авторская исповедь //Полное собрание сочинений. В 4 т. Т.З. М., 1862;
       Полное собрание сочинений Т.1-14. М., 1937-1952;
       Собр. соч. Т. 1-7. М., 1984-1986.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:38 UTC