Веневитинов Дмитрий Владимирович [26.09.1805-27.03.1827]

Веневитинов Дмитрий Владимирович [14(26).09.1805-15(27).03.1827]
       - поэт, философ, критик.
       Род. в Москве, в знатной и культурной дворянской семье.
       Дальний родственник А.С.Пушкина, с которым был знаком в детстве.
       К 17 годам был готов к поступлению в Московский университет, но предпочел стать его вольнослушателем.
       Уже в ноябре 1823 успешно сдал выпускные университетские экзамены. По окончании университета поступил работать в Московский архив иностранных дел и почти одновременно вошел в кружок любомудров.
       В октябре 1826 выехал на службу в иностранную коллегию в Петербург.
       В. интересовался политикой, сочувственно относился к движению декабристов, по подозрению в соучастии с которыми подвергся аресту (ноябрь 1826). Был душою организованного в 1827 бывшими любомудрами журнала "Московский Вестник", где публиковал свои стихи и другие произведения.
       В. скончался в возрасте 22 лет в Петербурге; похоронен в Москве, в Симоновом монастыре; в 1930 прах перенесен на Новодевичье кладбище.
       В. страстно увлекался философией. По его собственному выражению, "философия есть истинная поэзия". Его тревожила судьба культуры и философии, он стремился к выяснению, прежде всего, вопроса о предмете и назначении философии, стараясь преодолеть предубеждение против нее и "негодование многих", не отличающих философии от педантизма. Без философов, считал он, невозможна гармония человеческого бытия. "Тогда родилась философия,- писал Веневитинов,- когда человек раззнакомился с природой"; "человек, чтобы сделаться философом, т.е. искать мудрости, должен был раззнакомиться с природой, с своими чувствами. Младенец не философ" (Полное собрание сочинений М., 1934. С.301, 305). От первобытной гармонии человек перешел в эпоху разлада. Философия возникает с целью преодолеть разлад. "Цель философии,- указывает Веневитинов,- есть гармония между миром и человеком (между идеальным и реальным)" (Там же. С.301). Преодоление разлада будет означать исчерпание главной задачи философии превращение ее в "всеведение", в "полноту познания".
       Задачей философии, по Веневитинов, является сведение всех наук к одному началу, исследование которого заключается в нахождении их "общей формы". Философия есть, таким образом, "наука формы всех наук или наука познания вообще", "познание самого познания". В области эстетики Веневитинов выдвигал идею исторического усложнения форм искусства, что ставилось им в связь с развитием общественных форм и форм познания и противопоставлялось нормативности эстетики классицизма. Выступая за народность и самобытность искусства, В. критиковал подражательность в творчестве и требовал от него гражданского служения. В. настойчиво выступал за построение самостоятельной русской философии.
       В философской истории он устанавливает единственную и всеобъемлющую цель - самопознание. "Самопознание,- писал он,- вот идея, одна только могущая одушевить вселенную; вот цель и венец человека... История убеждает нас, что сия цель человека есть цель всего человечества". Отрицательно относясь к слепому подражанию Западу, он готов был идти на то, чтобы на время прервать сношения с Западом и, "опираясь на твердые начала философии", найти пути русского творчества "Россия найдет свое основание, свой залог самобытности и своей нравственной свободы в философии".
Соч.:
       Сочинения. ч.1. Стихотворения. М., 1829. ч.2. Проза. М., 1831;
       Полное собрание сочинений М.-Л., 1934; Избранное. М., 1956.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:38 UTC