Шевченко Михаил Данилович [07.11.1934]

Шевченко Михаил Данилович (р. 07.11.1934)
       - специалист по истории философии, философии религии и философии права; кандидат философских наук, доцент
       Род. в с.Дивизия Одесского обл.
       Окончил исторический факультет Одесскогоуниверситета (1959) и аспирант кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ (1966).
       С 1966 по 1977 - старший преподаватель кафедры философии 2-го Московского медицинского института,
       с 1997 - доцент, с сентября 2000 - профессор кафедры философии Московской академии МВД.
       С 1971 по 1986 - заведующий кафедрой философии Пролетарского филиала университета марксизма-ленинизма,
       с 1994 по 1996 - заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Института экономики и предпринимательства.
       Кандидатская диссертация - "О причинах религиозности детей и подростков в социалистическом обществе" (1966).
       Подготовлена докторская диссертация - "Философско-методологический анализ религиозного сознания".
       Научные труды Шевченко посвящены духовной деятельности в историческом и индивидуальном развитии человека, взаимосвязи внешних и внутренних сторон его жизни в различных социальных условиях.
       Шевченко разрабатывает проблемы утверждения христианской духовности в России. Он приходит к выводу, что массовое сознание в основном усвоило лишь обрядоверческую сторону вероисповедальных норм. Начавшийся в серебряном веке процесс духовного освоения христианства массовым сознанием был прерван приходом большевиков к власти. Однако за последние десятилетия общество существенно изменилось (индивидуализация, психологизация), и возникла неудовлетворенность интеллектуальных слоев россиян нынешним положением в православии. Это иллюстрируется числом отошедших от официальной церкви как в длительной (XVII-XX вв.), так и короткой (1994-2000) ретроспективе.
       В 90-е годы XX в. появилась потребность в качественно новой системе ценностей, в ином вероучении. Выработка конструктивных устремлений и идеалов - важнейшая задача духовного развития российского общества сегодня. Однако ни иерархи церкви, ни православные богословы, по мнению Шевченко, не готовы решить проблемы формирования приоритетных ценностей, перехода постсоветского общества от обрядоверческого этапа религиозности к подлинному освоению религии Святого духа и проводить реформу православия. Рассматривая вопросы настоящего и будущего светской жизни России, Шевченко утверждает, что основой роста правосознания и правовых институтов является развитие частной собственности и взаимосвязанного с ней индивидуализма, что в XX в. Россия, "похоронив" общину, в основном утратила специфику в построении цивилизированного общества; предположения многих мыслителей XIX-XX вв., увязывавших будущее страны с ролью ее крестьянской общины, не находят исторического подтверждения.
       Он доказывает, что современная Россия - развивающаяся страна Европы, созидающая свою экономику и государственность на развалинах традиционной общины и советской коммуны, что реконструкция экономики и политической структуры не может проходить изолированно от достижений передовых стран мира, а русский человек начала XXI в. в психическом плане основательно отличается от своих предшественников даже столетней давности и нередко трудно отличим от современного европейца.
       Анализируя исторические попытки европеизации России, Шевченко выявляет возможности ее качественного преобразования в начале нового тысячелетия.
       В области истории философии Шевченко исходит из всеобщего как основы человеческой деятельности, мышления в том числе. Мыслительная деятельность, обогащаясь с каждым новым поколением, имеет свою логику и может быть постигнута в соотношении традиции и творчества. Касаясь обыденного сознания россиян, он отмечает преувеличенную роль опыта и "непосредственного" знания и приуменьшение рациональной формы духовной деятельности.
Соч.:
       Проблемы религии и социальной философии личности у Л.Фейербаха // Теоретические проблемы медицины и советского здравоохранения. Труды 2-го МОЛТМИ. М., 1969;
       Методология изучения внутреннего мира в историческом и индивидуальном развитии. М., 1985;
       Прошла ли Россия христианизацию? //Христианин. 1993. №3-4;
       Истоки полицейского государства в России // Право и жизнь. 1994. №6; Философия Нового времени. М., 1998;
       Историко-культурные предпосылки европейской философии права // Основы философии права. Вып.1. М., 1998;
       О сущности христианизации //Диалоги о вере. СПб., 1999. №91;
       Духовная культура Западной Европы и России. М., 1999;
       История западноевропейской философии (докантовский период). М., 1999;
       Религиозное сознание и духовная деятельность. М., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:38 UTC