Тугаринов Василий Петрович [29.12.1898-08.03.1978]

Тугаринов Василий Петрович (29.12.1898-08.03.1978)
       - специалист в области метафилософии, онтологии и аксиологии; доктор философских наук, профессор
       Род. в с.Березовец Осташковского уезда Тверской губ. в семье священника и сельской учительницы.
       Окончил Осташковское духовное училище, четыре класса Тверской духовной семинарии.
       В 1917 учился на естественном факультете Московского университета, но прервал занятия и в 1917-1918 работал учителем.
       В 1925 окончил факультет общественных наук Московского университета по специальности "история и философия", был на преподавательской работе.
       В 1936 окончил аспирантуру ИКП философии.
       С 1935 - проректор по учебной части и заведующий кафедрой диалектики Калининской областной партийной школы.
       В 1937 снят с работы и исключен из партии.
       С 1938 работал учителем в школах г.Калинин.
       В 1939 восстановлен в партии и утвержден лектором Калининского горкома ВКП(б).
       С 1939 - старший преподаватель, с 1940 - доцент кафедры марксизма-ленинизма Калининского государственного педагогического института.
       В 1940 защитил кандидатскую диссертацию "Учение марксизма-ленинизма о морали".
       Одновременно в 1942-1944 - заместитель директора,
       в 1944-1948 - декан исторического факультета КГПИ.
       В 1950-1951 и.о. заведующего кафедрой марксизма-ленинизма этого института.
       В 1951 в ИФ АН СССР защитил докторскую диссертацию "Диалектический материализм о законе и закономерности".
       С 1951 - декан философского факультета и заведующий кафедрой диалектического и исторического материализма Ленинградского университета, затем заведующий кафедрами философии естественных факультетов, философии гуманитарных факультетов ЛГУ.
       Удостоен второй премии ЛГУ за книгу "Законы объективного мира, их познание и использование".
       Похоронен в дер.Залучье Осташковского р-на Тверской обл.

С.Н.Корсаков

       * * *
       Круг творческих интересов Тугаринова был широк: он исследовал теорию законов объективного мира, их познания и использования; соотношение диалектического и исторического материализма, проблемы ценности жизни и культуры; проблемы личности, культуры. Хотя Тугаринов и был сыном своего времени, но ему был чужд шаблонно-ортодоксальный подход к марксизму, он пролагал новые пути, разрабатывал новые направления в обширной философской тематике. Так, Тугаринов одним из первых советских марксистов стал разрабатывать проблему ценностей в философии. Он исходил из положения, что главнейшими и определяющими ценностями, началом всякой системы ценностей являются человек, его жизнь и его счастье. По сути дела, он совершил переход на позиции гуманизма и общечеловеческих ценностей.
       Ввиду недостаточной связи категорий диалектики Тугаринов обратился к поиску принципов их систематизации. Он предложил считать основанием такой связи взаимоотношение вещи - свойства - отношения (1956). Предмет определяет свойства, а свойства определяют отношения, проявляются в них. Исходя из этого, он считал, что все категории следует подразделять на 3 группы: в первую Тугаринов включает категории, отражающие предметы (субстратные), во вторую - категории, отражающие свойства предметов (атрибутивные), в третью - категории, касающиеся отношений (релятивные). По его мнению, категории второй группы выводятся из первой, а категории третьей - из второй группы.
       Большое внимание Тугаринов уделял разработке учения о сознании, а в последний период своей жизни - философских основ прогнозирования.
       Тугаринов увлекался живописью. Говоря о нем как о художнике, профессор ЛГУ В.Г.Марахов отмечал, что это имело большое значение для его профессиональной деятельности, т.к. философу очень важно иметь образное мышление - оно помогает увидеть пространственные расположения категорий и их взаимосвязь. В.Г.Марахов подчеркивает также глубокую внутреннюю связь Тугаринов с природой, считает, что его можно назвать биофилом, т.е. человеком, который по сути своей не может быть разрушителем, а всегда чуток и конструктивен к окружающему миру, и эта любовь к природе и жизни лежит в основании созданных им научных трудов.
Соч.:
       Абсолютная и относительная истина // ПЗМ. 1941. №2;
       О законах объективного мира и законах науки // "Вопросы философии" 1952. №4;
       Сознание и ощущение. Л., 1952;
       Законы объективного мира, их познание и использование. Л., 1955;
       Законы природы и общества. М.,1956;
       Соотношение категорий диалектического материализма. Л., 1956;
       О природе сознания. Л.,1956;
       Соотношение категорий исторического материализма. Л., 1958;
       Общественное бытие. Л.,1958;
       О ценностях жизни и культуры. Л.,1960;
       Общество и личность // Коммунист. 1960. №18;
       Коммунизм и личность // "Вопросы философии" 1962. №6;
       О смысле жизни. Л., 1961;
       Красота как ценность // "Философские науки" 1963. №4;
       Личность и общество. М., 1965;
       Проблема ценностей в марксистской философии. М., 1965;
       Теория ценностей в марксизме. Л., 1968;
       Философия сознания (современные вопросы). М., 1971;
       О предмете и структуре марксистской философии // "Философские науки" 1972. №5;
       Методологические проблемы социального прогнозирования. Л., 1975;
       Объективные основы предвидения. Физиология и психология предвидения // Методологические проблемы социального прогнозирования. Л.,1975;
       Предвидение и современность. [В соавт.]. Л., 1976;
       Природа, цивилизация, человек. Л.,1978;
       Избранные философские труды. Л., 1988.

П.В.Алексеев

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:36 UTC