Померанц Григорий Соломонович [13.03.1918]

Померанц Григорий Соломонович (р. 13.03.1918)
       - философ, культуролог, публицист.
       Род. в Вильно (ныне Вильнюс), с 1925 жил в Москве.
       В 1940 окончил МИФЛИ по отделению русской литературы.
       Участник Великой Отечественной войны.
       Репрессирован, с 1949 по 1953 провел в лагерях, после чего работал в Библиотеке иностранной литературы затем в Библиотеке общественных наук.
       С конца 50-х гг. - руководитель и лектор неформальных научных кружков, публицист "самиздата" и "тамиздата".
       В советских изданиях 1976-1987 не публиковался. Большая часть его книг вышла за границей. Первая (незаконченная) диссертация о Ф.М.Достоевском была сожжена в 1950 в КГБ как "документ, не относящийся к делу". Защита второй ("Некоторые течения восточного религиозного нигилизма") также не состоялась по политическим мотивам.
       В своих работах Померанц исследует глубинные вопросы становления духовной личности через соприкосновение с религией, искусством и культурой разных времен и разных народов.
       Померанц тесно связывает между собой искусство и философией "Есть пограничная зона,- пишет он в книге "Открытость бездне. Встречи с Достоевским" (М., 1990),- в которой одни и те же тексты изучает философия и филология, каждая по своим собственным правилам", поэтому творчество Достоевского для Померанц - вполне искусство и вполне философско, соединенные неслиянно и нераздельно.
       В многочисленных статьях, эссе Померанц размышляет над такими понятиями как Бог, вера, религия. Отсылая читателей к подлинникам, приведем лишь одно из его высказываний о Боге. "Поймем ли мы, что "Бог" - только незримая икона, созданная человеческим умом, попытка придать свои впечатления от непостижимого Целого, источника жизни; что Бог создан человеком, но в то же время и человек создан Богом, и если рушится Бог, то рубится и человек; и жить по-человечески - значит жить в Боге, жить в русле религиозной традиции, свободно понятой и свободно принятой" (Незавершенность // Выход из транса. М., 1995. С.67). Говоря об отличии религии от идеологии, Померанц отмечает, что сфера идеологии - "это ориентация человека в потоке перемен", религия же - "это связь с вечностью, основанная на непосредственном опыте, на непосредственном переживании вечности как живой реальности". (Метафорика духовного опыта // Собирание себя. М., 1993. С.39).
       Особое место в творчестве Померанц занимает проблема ответственности личности перед человечеством. "...Рост личности - гораздо более трудное дело, чем повышение производительности труда. Наука и техника требуют от каждого человека ответственности за весь мир... История - это прогресс нравственных задач.., задач, которые ставит перед отдельным человеком коллективное могущество человечества... Глобальное экологическое регулирование требует от нас нового шага. Не создание новой религии, но движение вглубь каждой - до того уровня, где дух сбрасывает с себя власть буквы и становится очевидным Единое". "И все мои надежды,- подчеркивает он,- связаны не с громогласными программами (которые все несовершенны и должны исправляться по методу проб и ошибок), а с таким процессом становления личности, которая дошла до сознания своей глобальной ответственности".
Соч.:
       Кришнамурти и проблема религиозного нигилизма // Идеологические течения современной Индии. М., 1965;
       Европоцентрическая модель религии и "парадоксальные" религии Индии // Уч. зап. Тартуского университета. 1968. Вып.201;
       Неопубликованное. Мюнхен, 1972;
       Сны земли. Париж, 1984;
       Роль масштаба времени и пространства в моделировании исторического процесса // Синтаксис. 1986. №15;
       Открытость бездне. Этюды о Достоевском. Нью-Йорк, 1989;
       Принципы либерального пространства мироустройства и традиции субэкумен // Синтаксис. 1989. №25;
       Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М.,1990;
       От утопии к реальности // Общественные науки. 1990. №4;
       Нравственный облик исторической личности // Знание - сила. 1990. №5;
       Опыт философии солидарности // "Вопросы философии" 1991. №3 ;
       Духовность как возвращение в свое вечное Я// Социум. 1991. №4;
       Религия и идеология //Горизонт. 1991. №5;
       Две модели познания // Вестник РАН. 1992. №11;
       Лекции по философии истории. М., 1993;
       Собирание себя. М., 1993; Прорыв сквозь идеологию // "Вопросы философии" 1993. №2;
       "Русское богатство". 1994. №2 (авт. номер);
       Выход из транса. М., 1995 (в сер. "Лики культуры").

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:34 UTC