Новиков Николай Иванович [08.05.1744-12.08.1818]

Новиков Николай Иванович [27.04(08.05).1744-31.07(12.08).1818]
       - просветитель, издатель и журналист, один из известных деятелей отечественного масонства.
       Род. в с.Тихвинское Московской губ., в бедной и незнатной дворянской семье.
       Учился в гимназии при Московском университете. Не закончив ее, поступил на военную службу.
       В чине унтер-офицера участвовал в дворцовом перевороте Екатерины II. В те же годы активно занимался самообразованием и работой в Комиссии депутатов, созданной для составления новых законов. Выйдя в отставку, посвятил себя изданию сатирических журналов "Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Кошелек" (1969-1774), на страницах которых обличались общественные пороки, невежество, галломания, произвол чиновников, крепостное право. Влияние идей западноевропейского Просвещения не только не привело Новикова в лагерь русских "вольтерьянцев", но стимулировало его религиозного искания.
       В 1775 он вступает в масонскую ложу "Астрея". Масонство Елагина, Рейхеля, шведская система не могли удовлетворить Новикова, т.к. "работы" в них велись формально и на уровне низших степеней посвящения. Жажда "света истины" и нравственного идеала, в конечном счете привели Новикова к сближению с И.Г.Шварцем и розенкрейцерством,- как ему казалось, наиболее глубоким и теоретичным учением. Одновременно Н. публикует сотни книг по многим отраслям знания, переводы сочинений древних и современных философов, учреждает "Типографическую компанию", издает журналы, газеты. Организует в Москве избу-читальню и школу для детей разночинцев.
       В результате придворных интриг и недовольства Екатерины II деятельностью московских масонов в 1792 Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость. После смерти императрицы освобожден. Остаток дней проводит в бедности в своем небольшом имении Авдотьино.
       Мировоззрение Новикова носит религиозно-антропоцентрический характер. Религия, филос, искусство, науки должны иметь нравственно-практический смысл и служить делу познания и улучшения человеческой природы. "Ежели ученый все свои познания не устремит к совершенному разрешению одной загадки: на какой конец человек родится, живет и умирает, то он достоин сожаления и со всеми своими знаниями есть сущий невежда, вредный самому себе, ближнему и целому обществу" (Избранные сочинения. М.-Л., 1951. С.406).
       Самопознание человека как совершеннейшего творения есть кратчайший путь к богопознанию. Законы природы, открытые человеком, произведения искусств и ремесел - все должно служить приобщению его к "царству духовного". Оно невозможно без веры в Бога, бессмертие души, без помощи свыше. В деле нравственного возрождения человека многое также зависит от разумного направления его свободной воли и общественных установлений. Политический деспотизм, как и быстрая "перемена в управлении", революции и войны приводят к упадку "наук и художеств", порождают невежество и разврат, а, следовательно, богопротивны. По мнению Новикова, обретению человеком смысла своего существования благоприятствуют: политическая стабильность, относительная свобода в обществе и материальный достаток.
Соч.:
       Избранные сочинения. М.-Л., 1951;
       Избранные произведения русских мыслителей 2-й половины XVIII в. Т.2;
       Избранные педагогические сочинения. М., 1959;
       Избранные сочинения. М., 1961;
       Смеющийся Демокрит. М., 1985.

А.И.Болдырев

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:34 UTC