Арсеньев Анатолий Сергеевич [13.11.1923]

Арсеньев Анатолий Сергеевич (р. 13.11.1923)
       - специалист по общим проблемам философии; кандидат философских наук, доцент
       Род. в Москве.
       Преподавал в вузах, являлся сотрудником НИИ (ИФ АН СССР, ИИЕТ АН СССР, Центрального экономико-математического института АН СССР и др.).
       В настоящее время - ведущий научный сотрудник Института развития личности.
       Основные направления работы: исследования отношения Человек-Мир; органических систем; антропогенеза; проблемы личности; развития личности и ее этического сознания; новоевропейского рационализма и науки; глобального кризиса современности.
       1964-1968 связаны с коренным изменением представлений Арсеньева о философии ее роли и назначении (Размышления о работе Л.С.Рубинштейна "Человек и Мир". "Вопросы философии" 1993. №5).
       Философию Арсеньев рассматривает как глубоко личностное размышление об отношении Человек-Мир (объективированной, опосредованной разумом форме первичного, служащего началом антропогенеза, непосредственного религиозного отношения Я-Ты). Бесконечность этого отношения выявлена в двух формах: потенциальной бесконечности (ПБ) как "снятии" во времени конечных определенностей в чувственно воспринимаемой "проявленной" области бытия, и актуальной бесконечности (АБ), содержащей все, что может быть достигнуто в ПБ в будущем, связанной с областью непроявленных форм, образов, смыслов и т.д. Эволюция, развитие, творчество связаны с взаимодействием ПБ (что, например, может пониматься как каузальность, адаптация) и АБ (телеологичность, целеполагание, "ароморфозы", эмерджентная эволюция и т.п.), прошлого и будущего. Здесь возникает проблема свободы. Взаимодействие АБ и ПБ приводит к представлению о развитии как интерференции сменяющих друг друга фаз различной глубины и длительности, связанных, как правило, с преобладанием рефлексии (погруженностью в себя, выработкой устойчивого основания, способного противостоять внешней среде восстановлением непосредственных связей с АБ) или трансцендирования (экспансии во внешнюю среду, в области ПБ). Гегелевские "скачки" можно рассмотреть как "прорывы" АБ в ПБ в период "междуфазья", "квазихаоса". Радикально новый шаг в развитии связан с "возвратом" за пределы основания заканчивающейся фазы и сменой основания на более глубокое.
       Эти особенности органического развития проявляются не как жесткие законы, но как лежащие глубоко под разнообразием эмпирического бытия общие тенденции, обнаружить которые, в частности, помогает философия. Человек - парадоксальное бесконечно-конечное существо, снимающее свою конечность в области ПБ трансцендированием, благодаря своей причастности АБ, где он уже трансцендентен. Развитие личности - становление Человека в индивиде. Этическое сознание личности также парадоксально, располюсовано на конечную и бесконечную область. Конечная область (ПБ) связана с групповой системой ценностей, выражается в моральных нормах и требованиях группы к индивиду. Бесконечная (АБ) - в безусловных, не связанных с социальной средой, растущих вместе с внутреним личностным "Я" индивида всеобщих принципах. Внутренний конфликт этих областей - важный фактор личностного развития (Взаимоотношение науки и нравственности. 1969. В сборнике "Наука и нравственность". М., 1971, опубликована часть, полностью - при издании одноименного сборника издательством "Прогресс" на иностранном языке). Основные идеи кратко изложены в статье "Научное образование и нравственное воспитание" в сборнике "Психологические проблемы нравственного воспитания детей". М., 1977; книге под редакцией В.В.Давыдова "Философско-психологические проблемы развития образования". М., 1981).
       В антропогенезе Арсеньев выделяет две фазы: Палеолит - преобладание рефлексии, духовного и телесного саморазвития Человека, господство отношения Человек-Мир, и Неолит - преобладание трансцендирования, развитие орудий труда, "неорганического тела человека", господство отношения Субъект-Объект. Факторы, приведшие человечество к современному глобальному кризису, связаны с неолитической революцией, а сам кризис является завершением, деградацией и разрушением фазы Неолита, за которой, предположительно, может следовать на новом уровне фаза самоизменения Человека (Глобальный кризис современности и Россия // Континент. №73. 1992). Этот кризис захватывает все формы жизни и сознания, в том числе философию. Новая ("постнеолитическая") философия не может сводиться к построению тех или других (категориальных, логических, понятийных и т.п.) систем. Она может выражать себя лишь в вероятностном ключе, представляя нечто вроде "прогулки" по границе рационального и нерационального, подводящей Человека к ощущению Тайны себя самого и Мира. Ее задача по отношению к предшествовавшим формам философии и религии - отделение в них вечного от временного.
Соч.:
       Анализ развивающегося понятия. [В соавт.]. М.,1967;
       Ранние работы Канта. [В соавт.]// Иммануил Кант. Соч. в 6 томах. Т.2. М., 1964;
       Мышление психолога и проблемы личности // Культура, традиция, образование. Ежегодник. М., 1990;
       Экологическая проблема. Взгляд философа // Известия АН Республики Казахстан. Сер. общественных наук. №183 и №184. 1992;
       Размышления о работе С.Л.Рубинштейна "Человек и мир" //"Вопросы философии" 1993. №5;
       Подросток глазами философа. Алматы, 1996;
       Десять лет спустя. О творческой судьбе С.Л.Рубинштейна (философский очерк) // "Вопросы философии" 1998. №11.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:34 UTC