Выготский Лев Семёнович [17.11.1896-11.06.1934]

Выготский Лев Семёнович [05(17).11.1896-11.06.1934]
       - психолог.
       В 1917 окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет Народного университета Шанявского.
       С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, затем в основанном им институте дефектологии, позднее читал курсы лекций в ряде вузов Москвы, Ленинграда, Харькова. Профессор Института психологии в Москве.
       В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций ("Смысл психологического кризиса". Рукопись. 1927), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
       В книге "История развития высших психических функций" (1930-1931, опубликована в 1960) дано развернутое изложение культурно-исторической теории развития психики. По Выготский, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причем первые направлены "вовне", на преобразование действительности, а вторые - "вовнутрь", сначала на преобразование других людей, затем - на управление собственным поведением.
       В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания ("Мышление и речь". 1934). Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.
       Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советскую психологическую школу, из которой вышли А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др. (См.: И.Н.Семёнов. БСЭ. 3-е изд. Т.5. М., 1971. С.521.)
Соч.:
       Сознание как проблема психологии поведения // Психология и марксизм. Л., 1925;
       Педагогическая психология. М., 1926;
       Психика, сознание, бессознательное // Элементы общей психологии. М., 1930;
       Развитие высших психических функций. 1930 (опубликовано в 1960);
       Мышление и речь. М.-Л., 1934;
       Избранные психологические исследования. М., 1956;
       Психология искусства. М., 1965 (2-е изд.- 1968, 3-е - 1986);
       Собрание сочинений Т.1-6. М., 1982-1984.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:32 UTC