Брудный Арон Абрамович [13.01.1932]

Брудный Арон Абрамович (р.13.01.1932)
       - специалист по философcкой антропологии, общей семантике и психолингвистике; доктор философских наук, профессор
       Окончил Киргизский медицинский институт (1954), исторический факультет Киргизского университета (1953, экстерном), аспирантуру по философии (в ИФ АН СССР, 1957).
       Работал в АН Киргизии (1959-1998), где защитил докторскую диссертацию (1970) на тему "Язык, сознание и действительность".
       В 1974-1978 читал спецкурсы по социальной психологии на факультете психологии МГУ.
       Заведовал отделом комплексного исследования человека ИФ АН Киргизии (1984 - 1998),
       в настоящее время - заведующий кафедрой психологии и философии Киргизско-Россиского Славянского университета (с 1994).
       Заслуженный деятель науки (с 1996). Член-корреспондент Национальной АН. Действительный член АН (Москва), Калифорнийской АН, Нью-Йоркской АН.
       Развивал философию понимания, в которой выделяется триада главных философских вопросов: 1) действителен ли мир, 2) есть ли смысл или существование абсурдно, 3) является ли феномен человека случайным в масштабах Вселенной (реален ли антропный принцип).
       Основополагающая философская категория - возможность. Развитие есть движение в пространстве возможностей, порождающее события и вещи. Возможность в принципе неистинна; время превращает ее либо в истину, либо в ложь. Вещь - реализованная возможность, события - реализуемая. Свойства вещи сокращают расстояние между тем, какой она является и что она значит для субъекта. В идеальном случае вещь является прекрасной и в этом заключено ее значение для субъекта. Фундаментальный феномен духовного существования человека составляет понимание.
       Трагедия человека есть проявление и следствие непонимания роковых (объективных) сил. Процесс понимания протекает в трех когнитивных полях: в поле 1 фрагментарно представлен действительный мир (в смысловом восприятии субъекта), в поле 2 - доказательные суждения, включая счетные операции, в поле 3 - повествования о действительных и возможных событиях. Для поля 1 определяющим является противопоставление есть - нет; для поля 2: доказано - не доказано; для поля 3: добро - зло (должно - не должно). Функционированию полей понимания соответствует соотнесение фактического, логического и аксиологического в актах мышления. Понимание мира, людей и самого себя есть условие свободного существования человека в обществе. Человек есть продукт полового отбора, общество - воспроизводимый результат человеческого труда. Социогенезу свойственно постоянное опережение антропогенеза, который не завершен, ибо действие полового отбора продолжается. Главное влияние на человека оказывает эффективное использование продуктов труда, основное же для общества является эффективная организация производственного цикла. Собственность есть средство и условие независимости индивида от давления общества.
Соч.:
       Знак и сигнал // "Вопросы философии" 1961. №4;
       Коммуникация и семантика // "Вопросы философии" 1972. №4;
       Семантика языка и психология человека. Фрунзе, 1972;
       Понимание как философско-психологическая проблема // "Вопросы философии" 1976. №10;
       Мир общения. [В соавт.]. Фрунзе, 1978;
       Экополис. Введение и проблемы. [В соавт.]. Пущино, 1981;
       Новое мышление. Фрунзе, 1988;
       Понимание и общение. М., 1989;
       Другому как понять тебя. М., 1990;
       Метафизика игры // Апокриф. 1993. №2;
       Наука понимать. Бишкек, 1996;
       Психологическая герменевтика. М., 1998.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:32 UTC