Герцен Александр Иванович [06.04.1812-21.01.1870]

Герцен Александр Иванович [25.03(06.04).1812-09(21).01.1870]
       - философ, революционный демократ, писатель.
       Род. в Москве в семье богатого русского помещика И.Я.Яковлева. Будучи незаконным сыном последнего от немецкой девушки Луизы Гааг, увезенной его отцом в Россию из Штутгарта, рано осознал несправедливость крепостного строя. Мальчиком 14 лет во время коронации Николая I в Москве (после казни декабристов) поклялся вместе со своим другом и будущим идейным соратником Н.П.Огаревым "отомстить за казненных" и обрекал себя на борьбу "с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками".
       В 1829-1833 учился на физическо-математическом отделении Московского университета, где слушал известного шеллингианца М.Павлова.
       В начале 30-х гг. познакомился с теориями Сен-Симона и Фурье. Вокруг него и Огарева формируется кружок оппозиционно настроенных студентов.
       В 1834 вместе с Огаревым арестован и в 1835 отправлен в ссылку (Пермь, Вятка, Владимир).
       В 1840 вернулся в Москву, потом переехал в Петербург. Резкий отзыв о полиции повлек за собой новую ссылку в Новгород (1841-1842).
       Возвратившись в Москву, выступил в 1842-1847 с целым рядом остро публицистических, философских и художественных произведений. Сблизился с Белинским, Грановским, принял участие в борьбе против представителей официальной идеологии (М.Погодин, С.Шевырев), участвовал в полемике со славянофилами.
       В 1847 уехал за границу; в 1849 принял решение остаться там, чтобы использовать возможность бесцензурного слова для борьбы с самодержавием.
       В 1852 переехал в Лондон, где основал "Вольную русскую типографию" (1853).
       В 1855-1869 издает обозрение "Полярная звезда", а в 1857-1867 (15 номеров в 1868 на французком языке) в сотрудничестве с Огаревым - политическую газету "Колокол", на страницах которой вел борьбу за освобождение крестьян с землей, разоблачал крепостников и царских чиновников, проповедовал социалистические идеи. Участвовал в начале 60-х гг. в создании революционной организации "Земля и Воля".
       Умер Герцен в Париже; его прах перевезен в Ниццу.
       Философские взгляды Герцена сформировались под влиянием Гёте, Гегеля, Фейербаха, Прудона. Теоретичская философия интересовала его постольку, поскольку ее можно было применить на практике, в борьбе за свободу и достоинство личности, за осуществление социальной справедливости. Высоко оценивая гегелевскую систему, критиковал ее за стремление поставить мысль над природой и историей, понять их "как прикладную логику, а не логику как отвлеченную разумность природы и общества".
       С точки зрения Герцен, философия может выполнить свою роль упорядочивающего и гармонизирующего начала жизни только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на данные естествознания. "Философия,- писал Герцен,- не опертая на частных науках, на эмпирии,- призрак, метафизика, идеализм". С другой стороны, и данные науки, лишенные мировоззренческого и методология философского синтеза, рискуют остаться мертвой совокупностью разрозненных фактов. Вопреки гегелевскому панлогизму и натурфилософским умозрительным построениям, Герцен одним из первых провозгласил необходимость взаимодействия философии и науки. Отвергая агностицизм, считал несостоятельным стремление установить границы познания. Придавал большое значение чувственно-эмпирическому познанию. В то же время возражал против недооценки активности самого разума. Истинное познание, по Герцену,- это единство опыта и умозрения. Вслед за Гегелем рассматривал историю философию как закономерный процесс, но отверг его попытку представить эту историю как подготовку гегелевской философии. Ратовал за снятие крайностей идеализма и реализма на путях разработки нового мировоззрения, где мышление признается высшим результатом развития природы.
       В социологических воззрениях был сторонником прогрессистских взглядов, считая, что развитие общественной жизни идет по линии разумного обустройства общества в направлении освобождения человека от эгоизма и социального неравенства. Одним из факторов такого развития считал (в 40-х гг.) прогрессивное усовершенствование мозга человека, однако в поздний период жизни отказался от биологизаторских идей. Высшим достижением современной ему социологической мысли Герцен считал социалистический идеал, дающий наиболее разумное решение экономических проблем и обеспечивающий гармонизацию интересов личности и общества. Считал, что пути разных народов к социализму многообразны и зависят от исторически сложившихся форм их обществ, и культурной жизни. Применительно к России был сторонником крестьянского социализма, утверждая, что русской деревенская община и артель содержат зачатки социализма, который найдет свое осуществление в России раньше, чем на Западе. Верил в будущее социализма, однако не рассматривал его как окончательную и совершенную форму общественных отношений. В конце жизни склонялся к реформистским путям преобразования общества. Будучи не только оригинальным мыслителем, но и талантливым писателем, Герцен в своих мемуарах "Былое и думы" дал великолепное изображение жизни, быта и нравов современных ему России, а также оставил убедительные интеллектуально-психологические портреты выдающихся зарубежных и отечественных мыслителей. Живя в эмиграции, Герцен в немалой степени содействовал тому, что западноевропейская интеллигенция получила аутентичное представление о России и русском национальном характере.
Соч.:
       Полное собрание сочинений и писем. Т.1-22. Пг.-М., 1919-1925;
       Избранные философские произведения. Т.1-2. М.-Л., 1948;
       Собрание сочинений в 30 т. Т.1-19. М., 1954-1960;
       Сочинения Т.1-9.М., 1955-1958.

Л.В.Иванов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:32 UTC