Тареев Михаил Матвеевич [19.11.1867-20.05.1934]

Тареев Михаил (Максим) Матвеевич [07(19).11.1867 - умер между 20.05/04.06.1934]
       - философ, богослов.
       Род. в Рязанской губ.
       Учился в духовном училище и семинарии. Окончил Московскую Духовную академию.
       После защиты диссертации - профессор кафедры "нравственного богословия" этой академии (1902-1918);
       преподавал философию и политическую экономию в Ярославском юридическом институте, Загорской Военно-электро-технической академии (1918-1927).
       В основе философских построений Тареев лежит дуалистическое представление о двух сферах жизни: духовной и природной, точкой пересечения которых является человек, одинаково принадлежащий этим двум "разнородным" сферам и трагически переживающий двойственность своего положения. При этом центральное место в философской антропологии Тареева отводится не человеку как таковому, а христианину.
       Согласно Тарееву, духовная жизнь реальна только в христианстве, а, следовательно, и основная двойственность духовного и естественного в человеке реальна лишь в христианине. При этом Тареев признает свободное развитие "естества": "свобода духа имеет точку опоры только в свободе плоти" (Основы христианства. Т.З. С. 123), а свобода плоти состоит в свободе личного начала, полноте естеств. развития во всех видах - семейном, нациаональном, государственном, художественном. Вся система культуры, а следовательно, и все историческое бытие есть для Тареева сфера "плоти", сфера "естества", совершенно "иноприродная" духу.
       Исходя из этого противопоставления духовной жизни и "естества", которое раскрывается лишь в душе христианина, Тареев строит теорию "христианского познания", а не "познания вообще". При этом он близко стоит к "субъективному" методу познания, который утверждали (в социологии) Михайловский, Лавров, Кареев и других.
       Тареев отличает "знание" от "ведения": знание мы имеем в науке, устанавливающей "объективность" в бытии, ведение же, которое Тареев называет "мистическим", "интуитивным знанием", есть "непосредственное переживание действительности, освященное сознанием" (Философия жизни. С.72). Христианство может быть постигнуто всецело лишь интимным путем. "Христианское ведение,- согласно Тареев,- есть опытное обладание истиной, переживание божественной действительности... и к духовной истине нет иного пути, кроме диалектического" (Там же. С.85).
       Поэтому для Тареев "христианская философия не воздвигается усилиями чистого разума, она не есть логическая система... и все же она есть мудрость, комплекс понятий, обнимающих опыт, она есть разум жизни" (Там же. С.99). Вместе с тем Тареев вовсе не отвергает компетенции разума в познании трансцендентного мира. По его мнению, субъективно-мистическая ориентация христианская философия не допускает лишь того, чтобы разум считался источником религиозного познания независимо от духовно-мистического опыта. Система философских представлений Тареев осталась незавершенной (Реф.: 3. "ИРФ". Т.2. ч.1. С.122-128). Как отмечает С.Аверинцев, идеи Тареева предвосхитили целый ряд тенденций "филос. жизни", экзистенциализма и диалектической теологии ("ФЭ". Т.5. С.182-183).
Соч.:
       Философия жизни. Сергиев Посад, 1891-1916;
       Основы христианства. В 4 т. Сергиев Посад, 1908, 1910;
       Христианская философия. М., 1917;
       Цель и смысл жизни // Смысл жизни (Антология). М., 1994.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:32 UTC