Муратов Павел Павлович [09.02.1881-05.02.1950]

Муратов Павел Павлович (март 1881 - 05.02.1950)
       - писатель, публицист, искусствовед, культуролог.
       Род. в г.Боброве Воронежской губ., в семье военного врача.
       Окончил Петербургский институт путей сообщения (1903); по профессии инженер.
       В 1908 впервые попал в Италию, пробыл там около года. Увлеченность Италией сильно воздействовала на его творчество. Переехав в Москву, работал в библиотеке Московского университета, затем в отделе изящных искусств Румянцевского музея и в Московском историческом музее.
       С января 1914 - редактор журнала "София" (№1-6). Печатался в газетах и журналах как художественный критик.
       В годы Первой мировой войны - в действующей армии.
       В 1918 - в Комитете по охране художественных и научных сокровищ России. Преподавал в учебных заведениях.
       С 1921 - участник Вольной философской ассоциации (Вольфилы).
       В 1922 выехал в командировку за рубеж, откуда не вернулся. Жил в Германии, затем в Риме и (с 1927) в Париже. Печатался в основных органах эмиграции. Перед Второй мировой войной выехал в Англию, жил в уединении.
       Похоронен в Ирландии.
       Главной сферой интересов Муратов в начале столетия было итальянское искусство; широкое признание ему принесла книга очерков "Образы Италии" (в 1911-1918 вышла в двух томах). Сила классического итальянского искусства обусловлена, по М., синтезом античных и христианских начал, "природной латинской религией", символической активностью, не столько порожденной христианством, сколько освобожденной им и "направленной" к цели. Новую культурологическую ситуацию он называет "пост-Европой" и оценивает ее в плане конфликта между "человеком органическим" и "человеком механическим", искусством и "антиискусством". Уничтожение пластического ("статического") образа, или "выпадение из пейзажа", привело к торжеству в искусстве механических форм знания, неспособных внушать эстетическое наслаждение.
       По мнению Муратова, ситуация "механического абсурда" парадоксальна. С позиций эстетизма "пост-Европу", памятуя о классическом искусстве, следует ненавидеть; в плане же кипения беспредметной интеллектуальности - отчасти приветствовать. Однако игра интеллекта все же аморальна: перестройка культуры на механический лад неизбежно убивает в творце "народное", ремесленническое начало, притупляет эмоциональность. Оценивая перспективу развития искусства, Муратов не пессимистичен: параллельно с "анти-искусством" как следствием индустриализма существуют, пусть и в искаженном виде, пласты, культуры, способные возродить органические формы творчества.
       Муратов склонен видеть в массофвой культуре (кинематографе) проявление тяги к морализму и "порядку", а также протест против автоматизма и "хаоса" цивилизации, которые внушает элитарное искусство. (См.: В.М.Толмачев. "РФС". С.308-309.)
Соч.:
       О нашей художественной культуре. 1906;
       Новеллы итальянского Возрождения. (Вступительные статьи и перевод). Т.1-2. М., 1912-1913;
       Древнерусская живопись. М., 1914;
       Образы Италии. Т.1-3. Берлин, 1924;
       Магические рассказы. М., 1928;
       La sculpture gothique. Paris, Rome, 1931;
       Искусство и народ // Литература русского зарубежья. Антология. Т.1, кн.1. М., 1990;
       Образы Италии. М., 1994.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:30 UTC