Гермогенов Георгий Иустинович [03.04.1908-09.06.1968]

Эргис (Гермогенов) Георгий Иустинович (03.04.1908-09.06.1968)
       - якутский (Саха) фольклорист, лингвист, этнограф, философ; кандидат филологических наук, заслуженный деятель науки Якутской АССР.
       В 1931 поступил в Казанский педагогический институт, за один год окончил два курса и в 1932 перешел на курсы по подготовке в аспирантуру при институте языкознания АН СССР.
       В 1939-1941 проходил курс аспирантуры в институте фольклора и этнографии АН УССР.
       В 1948 получил степень кандидата филологических наук.
       Эргис - исследователь традиционного мировоззрения народа Саха. Результаты его исследований коротко могут быть охарактеризованы следующим образом. Несмотря на то, что в XVIII в. все саха были крещены и официально считались православными, влияние государственного вероисповедания на мировоззрение народа было поверхностным. Фактически до коллективизации саха сохраняли свою мифологию и религию. Для их традиционного мировоззрения характерно противоречивое сочетание политеизма и анимизма.
       Эргис опроверг мнение об отсутствии этического начала в воззрениях саха. Мифологии и религии саха свойственно резкое противопоставление Добра (ай-ыы) и Зла (абаасы). Согласно космология, представлениям древних саха, Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего и Нижнего. Мировое древо (Аал Ку-дук мае) соединяет все три мира в единое целое. Душа Мирового древа рассматривается некоторыми как мировая душа. Традиционному мировоззрению народа Саха свойственно не рабское и не царское, а дружественное и сыновнее отношение к природе. В мифах чисто якутского происхождения способностью к творчеству обладает только Добро.
       Хотя некоторые исследователи считали традиционное мировоззрение саха дуалистическим, Эргис доказывал, что мифы о Сатане заимствованы саха из русских апокрифов. Большое внимание Эргис уделял происхождению фольклора, особенно героического эпоса олонхо. Он показывал, как художественное творчество зарождалось в рамках мифологического мировоззрения саха, а затем фольклор стал самостоятельной формой культуры.
       В советскую эпоху саха, отказавшись от мифология, мировоззрения, сохранили любовь к вершинному достижению своих предков - героическому эпосу олонхо.
       В настоящее время предпринимаются попытки возрождения религии народа Саха. Неоценимую помощь в этом оказывают фольклорные материалы (как опубликованные, так и хранящиеся в архивах), собранные Эргис.
Соч.:
       Нюргун Боотур Стремительный. Якутск, 1947;
       Исторические предания и рассказы якутов. В 2 ч. М.- Л., 1960;
       Якутские сказки. Якутск, Т.1. 1965. Т.2. 1967;
       Сборник якутских пословиц и поговорок. Якутск, 1965;
       Очерки по якутскому фольклору. М., 1974.

А.Г.Новиков

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:30 UTC