Хара-Даван Эренжен [__.__.1883-__.__.1942] {(1883г.-1942г.)}

Хара-Даван Эренжен (1883-1942)
       - известный представитель евразийского движения,
       автор фундаментального труда "Чингисхан как полководец и его наследие", ряда публикаций, посвященных проблемам взаимодействия культур и цивилизаций, национальных отношений, роли татаро-монгольского периода в истории России.
       В 1896 окончил Малодербетовскую улусную школу. Исключительные способности, любознательность и трудолюбие позволили Хара-Давану закончить Петербургскую Военно-медицинскую академию.
       Работал врачом сначала в Малодербетовском, затем в Манычском улусах Калмыкии. Участвовал в установлении советской власти в Калмыкии, являясь председателем калмыцкой секции Астраханского губернского Совета. Однако из-за разногласий по поводу экспроприации скота у зажиточных калмыков и социализации земли порвал с Советами и перешел на службу в армию Деникина, с остатками которой эмигрировал в Европу. Начал активно публиковаться в Праге, затем в Белграде, сконцентрировав свои интересы на двух проблемах: нации и национальных отношений и проблеме самосознания.
       Главная работа Хара-Давана посвящена анализу деятельности уникальной исторической личности Чингисхана, основателя крупнейшей в мировой истории Монгольской империи. В соответствии с методологическими разработками основателей евразийского учения Н.С.Трубецкого, П.И.Савицкого Хара-Даван показывает Чингисхана не в традициях для официальной российской историографии ракурсе как жестокого предводителя диких, варварских орд, а как поразительно прозорливого государственного и военного деятеля, гениального полководца. Войны Чингисхана и его преемников рассматриваются как столкновения культур Запада и Востока, в которых верх остался за последним, благодаря превосходной военной организации монгольских войск, отсутствию конфессиональных противоречий, удивительным адаптационным способностям татаро-монголов, их умению впитывать и применять достижения покоренных народов.
       Оценивая татаро-монгольский период в истории России, Хара-Даван считает необходимым избегать односторонних оценок. "Монгольское иго при крайней бедственности для русского народа было суровой школой, в которой русская нация осознала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование". В то же время односторонняя ориентация на Запад, начавшаяся с Петровских реформ, по мнению Хара-Даван, привела Россию к роковым последствиям. Весьма знаменательное предостережение России сегодняшней.
Соч.:
       Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. Берлин, 1925;
       Евразийство с точки зрения монгола // Евразийская хроника. Вып.Х. Париж, 1928;
       О кочевом быте // Тридцатые годы. Кн.7. Париж, 1931;
       Савицкий П.П. В борьбе за евразийство: Полемика вокруг евразийства в 1920-х гг. // Тридцатые годы. Кн.7. Париж, 1931;
       [См. также Бурчинова Л.С. Послесловие к работе Хара-Давана Э. "Чингисхан как полководец и его наследие" (1991)].

В.Я.Пащенко

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:30 UTC