Циолковский Константин Эдуардович [17.09.1857-19.09.1935]

Циолковский Константин Эдуардович [05(17).09.1857-19.09.1935]
       - выдающийся ученый, один из основателей космонавтики, мыслитель.
       Род. в с.Ижевское, ныне Рязанской обл.; из семьи лесничего, обрусевшего поляка. В детстве почти полностью потерял слух, и с 14 лет учился самостоятельно.
       С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по программам средней и высшей школы. Посещая Румянцевскую библиотеку, познакомился с Н.Ф.Фёдоровым, который, по признанию самого Циолковский, заменил ему университетских профессоров.
       В 1879 Ц. сдал экстерном экзамен на звание учителя арифметики и геометрии.
       В 1880 получает диплом учителя, и до 1920 работает в школах Боровска, затем Калуги. Там же занимается научно-исследовательской деятельностью.
       В центре его научных интересов были проблемы преодоления смерти человека, проблемы смысла жизни, проблемы космоса, места человека в космосе, возможности бесконечного человеческого существования. Важнейшим средством решения этих задач он считал изобретение ракет и поселение человечества (ввиду конечности Земли) в других мирах.
       В 1924 переиздиние его статьи о ракете утверждается его мировой приоритет в этой обл.
       В конце 20-х гг. приобретает мировую известность как глава нового научного направления - ракетодинамики. Формируется группа изучения ракетного движения во главе с Ф.А.Цандером; из этой группы вышел С.П.Королев.
       Умер Циолковский в Калуге.

А.П.Алексеев

       * * *
       Космическую философию Циолковский определял как знание, основанное только на авторитете "точной науки", в связи с чем ее нередко относят к естественно-научному направлению космизма. Но на самом деле космическая философия - мировоззренческая система, она содержит подробно разработанную метафизику и этику. Включая некоторые фрагменты научной картины мира, мировоззренческая концепция Циолковского выходит далеко за границы оснований научного познания. Видное место в ней отводится вере, в том числе религии.
       Разрабатывая идею "первопричины", или "причины" Вселенной, Циолковский приписывал ей свойства, обычно рассматриваемые как атрибуты Бога. Неявным образом космическая философия Циолковского испытала сильное влияние теософии и оккультизма. Характерная черта космической философии состоит в том, что в ней синтезированы разнообразные течения западной (Платон, Левкипп, Демокрит, Лейбниц, Бюхнер и др.) и восточной, преимущественно эзотерической философской мысли. Этим обусловлена ее глубокая антиномичность.
       Исходным принципом космической философии Циолковского выступает принцип атомистического панпсихизма. По Циолковскому, "неделимую основу или сущность мира" составляют "атомы-духи" ("идеальные атомы", "первобытные духи"). Это - элемент метафизической субстанции, отличный от элементарных частиц современной физики. "Атомы-духи" - простейшие "существа", обладающие "чувствительностью". В своей космической этике Циолковский фактически отрицал личностную основу человеческого "Я". Для него "Я" - это ощущение "атома-духа", находящегося в живом веществе. Именно "атомы-духи" - подлинные граждане Вселенной, тогда как человек, подобно всякому животному,- "союз" таких атомов, живущих в согласии друг с другом (Этика или естественные основы нравственности // Архив РАН. Ф. 555. On. 1. Д.372).
       Принцип монизма выражает в космической философии единство: а)субстанциальной основы мира; б) материального и духовного начал Вселенной; в) живой и неживой материи ("все живо и только временно находится в небытии, в форме неорганизованной мертвой материи" (Научная этика // Очерки о Вселенной. М., 1992. С.119); г) единство человека и Вселенной. К числу основных относятся в космической философии также принципы бесконечности, эволюции и антропный принцип. Вселенная, согласно космической философии, - это целостный живой организм, который "подобен добрейшему и разумнейшему животному" (Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы // Очерки о Вселенной. С.43).
       Такое понимание космоса, восходящее к платоновской традиции, Циолковский явно противопоставлял образу Вселенной классического естествознания. В бесконечном времени может существовать множество космосов, так же как они существуют и в бесконечном пространстве. Выступая против признания принципа возрастания энтропии, Циолковский говорил о "вечной возникающей юности" Вселенной. Все процессы он считал периодическими и обратимыми. В этом и состоит эволюционизм космической философии, который включает также идею бесконечного возрастания могущества некосмического разума. "Смысл" Вселенной Циолковский видел в стремлении материи к самоорганизации, неизбежности возникновения высокоразвитых космических цивилизаций.
       Идея единства человека и космоса нашла у Циолковский выражение в форме двух дополнительных по своему содержанию принципов космизма: 1) принцип, который сам Циолковский формулировал так: "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной" (во-первых, "причина" и "воля" космоса почти фаталистически детерминируют деятельность и поведение человека; во-вторых, метафизика человеческой судьбы получает в космической философии оригинальную интерпретацию: смерти нет); в ритмах космической эволюции смерть сливается с "новым совершенным рождением", этим для каждого существа обеспечивается субъективное ощущение "никогда не кончающегося счастья"; 2) принцип, который можно сформулировать следующим образом: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности". Оба эти принципа у Циолковского сосуществуют. Он считал, что для освоения космоса необходимо вмешательство в эволюцию вида "хомо сапиенс", совершенствование биологической природы человека путем естественного и искусственного отбора. Высокоразвитые космические цивилизации, посещая миры, на которых развивается "несовершенная, неразумная и мучительная жизнь", вправе уничтожать ее, заменяя "своей совершенной породой" (Космическая философия // Очерки о Вселенной. С.230). В отдаленном будущем космический разум посчитает благом для себя обратиться в лучистую энергию.

В.В.Казютинский

Соч.:
       Грезы о Земле и небе. Калуга, 1895;
       Нирвана. Калуга, 1914;
       Горе и гений. Калуга, 1916;
       Богатство Вселенной. Калуга, 1920;
       Живая Вселенная, 1923;
       Монизм Вселенной. Калуга, 1925;
       Будущее Земли и человечества. Калуга, 1928;
       Общественная организация человечества. Калуга, 1928;
       Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга, 1928;
       Ум и страсти. Калуга, 1928;
       Двигатели прогресса. Калуга, 1928;
       Любовь к самому себе, или Истинное себялюбие. Калуга, 1928;
       Прошедшее Земли. Калуга, 1928;
       Цели звездоплавания. Калуга, 1929;
       Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение. Калуга, 1929;
       Научная этика. Калуга, 1930. Избранные труды. Кн.1, 2. Л., 1934;
       Собрание сочинений. Т.1-4. М., 1951-1964;
       Мысли о будущем. Высказывания К.Э.Циолковского. Калуга, 1958;
       Рукописные материалы К.Э.Циолковского. См.: Труды Архива АН СССР. М., 1966. Вып.22;
       Монизм Вселенной // Русский космизм. М., 1993;
       Космическая философия // Русский космизм. М., 1993.

А.П.Алексеев

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:30 UTC