Катков Михаил Никифорович [13.02.1818-01.08.1887]

Катков Михаил Никифорович [01(13).02.1818 (по "ФЭ" - 01.01.1818)-20.07(01.08). 1887]
       - публицист и философ.
       Род. в Москве.
       Отец - чиновник Московского губернского правления, выслуживший личное дворянство; мать - из дворян, грузинка.
       Окончил словесное отделение философского факультета Московского университета (1838).
       В годы студенчества был близок к Станкевичу, Белинскому, Герцену, Бакунину. Сотрудник "Московского наблюдателя" (1838-1839) и "Отечественных записок" (1839-1840). В начале 40-х гг. выехал в Германию. В Берлине слушал лекции по философии.
       Адъюнкт Московского университета по кафедре философии (1845-1850).
       Порвав с Белинским и Герценом, в конце 40-х гг. сблизился со славянофилом П.М.Леонтьевым.
       Редактор "Московских ведомостей" (1850- 1855, 1863-1887) и "Русского Вестника" (1856-1887).
       Умер в с.Знаменское Подольского уезда Московской губернии.
       Ранние работы Катков - попытка приложить философию Гегеля к русской истории и литературе. (См.: "Отечественные записки". 1839. Т.4. №6-7; Т.6. №11; Т.9, кн.З; Т.12, кн.9-10.) Философские взгляды Каткова формировались под влиянием идей Гегеля, позднего Шеллинга, русской философской традиции.
       Каткову были свойственны религиозно-мистическая направленность мысли, неприятие отвлеченного, оторванного от жизни теоретизирования. Он стремился к соединению ума с чувством, знания с верой, духа с внешним природным и общественным существованием.
       Молодой Катков считал, что этот синтез совершается в личности, "абсолютной субъективности", через ее способность к "живому созерцанию" ("Русский Вестник". 1897. №8. С.160-163). Интерес к практической, этико-социальной стороне философии проявился в увлечении Каткова в 50-х гг. идеями французского позитивизма и английского эмпиризма, которые он совмещал с православными представлениями о нравственном. В своих историко-философские исследованиях Катков, используя гегелевскую методологию, пытался реконструировать исходную систему греческого миросозерцания как "общеродовое проявление мысли" древнегреческой культуры, из которого потом образовались многообразные идейные ответвления, включая общественно-политические доктрины, получившие практическое применение ("Очерки древнейшего периода греческой философии". М., 1853).
       В 60-е гг., когда философские убеждения Каткова окончательно сложились, он полагал, что действительность - природная и социальная - содержит в себе духовного первоначала, открывающиеся познанию как законы. Общество - это народ. Его воля, направляемая не идеями, а интересами, оказывает определяющее воздействие на историю. Придерживаясь охранительно-консервативной идеологии, Катков утверждал, что прогресс есть улучшение и укрепление "зиждительных начал человеческой жизни" (К какой принадлежим мы партии? // Русский В. 1862. №2).
       Поступательное развитие государственности идет, по Каткову, в направлении сосредоточения власти в одних руках, освобождения общества от ее "бремени". После реформы 1861 Катков в некоторых вопросах сближался со славянофилами и все дальше отходил от своих прежних либерально-западнических воззрений, в том числе от идеи народного представительства в органах власти по английскому образованию.
       Теперь Катков находил подлинное выражение народной воли в "общественном мнении", выступая в связи с этим энергичным защитником свободы печати. Отстаивал идею не институционального, а личного служения монаршей воле и рассматривал собственную журналистскую деятельность как такого рода служение, сознательно не примыкая ни к каким партиям.
       Катков считал, что социальные силы и институты, стоящие между народом и монархом, склонны искажать волю последних; отсюда - смелые нападки Каткова на правительство, критика интеллигенции за отрыв от народа, за противодействие "прогрессу". Такое противодействие он усматривал в радикально-демократической пропаганде Герцена и Чернышевского, во взглядах отечественных "нигилистов" - ниспровергателей традиционных ценностей (О нашем нигилизме по поводу романа Тургенева // Русский В. 1862. №7).
       Идея российской государственности у Каткова сближалась с русской национальной идеей. Он заявлял: "Множество разнообразных племен, населяющих наше отечество, должны вполне, умственно и нравственно, подчиниться русской народности, как подчинены они Российскому государству" ("Русский В". 1856. №2. С.322).
       Публицистика Каткова в немалой степени способствовала проведению правительством жесткого курса по отношению к Польше во время восстания 1863 и после него. С тех пор национальная тема стала ведущих в катковских изданиях.
       Эстетика Каткова вобрала в себя идеи Гегеля, романтиков, отразила общий настрой русской литературной критики середины XIX в. Художник, по Каткову, представляет мысль в образе, производя "с особой точностью" определенное впечатление "во всей чистоте и силе" (Там же. С.304). Искусство, как и наука, есть постижение истины. Наука выявляет общее, искусству же доступно то, что неподвластно отвлеченному мышлению. Художник изображает случайное, индивидуальное, "близкое сердцу", но охватывает это такой мыслью, "которая не останавливается на поверхности вещей и способна видеть каждое явление в его сущности, при свете идеи, в глубокой, обширной и сложной связи, дающей ему интерес для разумения" (Там же. С.З 18). В противоречии со своим общеэстетическим принципом "чистого искусства" Катков оценивал конкретные художественные произведения главным образом по их нравственно-политическому воздействию на общество.

Н.Ф.Рахманкулова (совм. с П.В.Алексеевым)

       * * *
       В середине 60-х гг. Катков вырабатывает теорию российской госудаственности, получившую вскоре широчайшее распространение. Она была усвоена не только представителями официальной науки (труды А.Д.Градовского) и большинства русской прессы, но и правительством. Согласно этой концепции, основу государства составляет его целостность, которая базируется на единстве государственной национальности. Национальность, по Каткову, понятие исключительно государственное; племенное происхождение, язык, исторически сложившиеся особенности характера, нравов и обычаев, религия здесь никакой роли не играют. Одно исторически выдвинувшееся племя закладывает основу государства, объединяет вокруг себя и подчиняет себе др. племена во имя государственного единства. Это племя получает значение государственной нации, и государство, собственно, держится на нем.
       Таким образом, Катков формулирует принцип государственной национальности как основы единства страны. Принцип этот требует единых знаков, единой системы управления, единого государственного языка - русского, единого "русского патриотизма"; при этом не подразумевает отказа от других "племен", вошедших в состав государства, от своего языка, обычаев, религии, племенных особенностей.
       С годами позиция Катков становилась все более промонархической и "хранительной". Монархическая идея, обеспечивающая единство и силу власти, в интерпретации Катков сводилась к следующим основным положениям. Монарх стоит вне частных интересов, он связывает "воедино все сословия народа". Монархия, владея самой сильной центральной властью для подавления всякой крамолы, наилучшим образом обеспечивает порядок и разрешает социальные противоречия. Монархия, упраздняя всякую другую власть и претензии на посредничество между народом и государем различных социальных сил и институтов, дает возможность развиваться широкому народному самоуправлению и обеспечивает "народу свободу" больше, чем любой "конституционализм", "представительство" и т.п. Монархия, "органически связанная с национальной почвой страны", с ее историей и с ее будущим - единственно возможная форма правления в России. "Если вырвать с корнем монархическое начало, - писал Катков, - оно выродится в деспотизм диктатуры, а если уничтожить аристократический элемент в обществе, его место будет занято бюрократами или демагогами, олигархией самого дурного свойства..." (К какой принадлежим мы партии? // Русский В., 1862. №2).

А.В.Пролубников, А.А.Ширинянц

Соч.:
       Очерки древнейшего периода греческой философии. М., 1855;
       Наша учебная реформа. М., 1890;
       Собрание передовых статей "Московских ведомостей" (1863-1887 [Т.1-25]). М., 1897-1898;
       О дворянстве. М., 1905;
       О самодержавии и конституции. М., 1905;
       О церкви. М., 1905.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:30 UTC