Мошнин Прохор Сидорович [__.__.1754-14.01.1833] {род.1754г.}

Серафим Саровский (в миру Прохор Сидорович Мошнин) [1754 (по др. данным-1759)-02(14).01. 1833]
       - православный подвижник, иеромонах Саровской пустыни, один из наиболее почитаемых в Русской православной церкви святых. Имел дар прорицания. Канонизирован в 1903.
       Род. в Курске.
       В юношеском возрасте принял постриг. Жизнь провел в Саровской пустыни (Тамбовская губ., ныне Нижегородская обл.), бывшей тогда школой исихазма. Здесь в 1778 был принят в монашеское братство, в 1786 посвящен в диаконы, в 1793 - в священники.
       С 1794 Серафим Саровский избирает путь отшельничества, затем затворничества. Строго придерживается аскетизма и заветов нестяжания - ограничения пользования земными благами, сосредоточения на совершенствовании своей души, предания молитвам, отказа от внешних форм благочестия, свободы мысли, терпимости к чужому мнению и др. Как последователь исихазма, ставит своей целью единение, слияние с Богом путем сосредоточения ума или духа божественной любви и познания дух. вещей.
       В 1813 выходит из затвора. Его духовными детьми становятся многие миряне.
       С 1825 Серафим Саровский проводил в монастыре только ночи, днем же он уходил в лесную келью, где широко общался со своими духовными детьми и всеми, кто искал у него помощи, совета, понимания жизни, сохраняя при этом мирное и просветленное состояние духа.
       Облик Серафим Саровский не укладывался в традиционные представления о монахе Исихаст, посвятивший себя Богу, он выходит из затвора навстречу тому самому миру, из которого бежали многие его собратья, не отрекаясь от его бед, тревог и забот. В этот период искание духовной жизни захватывает очень многих, в самых разных социальных пластах русского общества и народа. Остро стоит вопрос о личном пути, христианской личности. Саровская пустынь была духовным очагом, а Серафим Саровский - личностью, дававшей им ответ на эти вопросы.
       Богослов, философ и историк Г.В.Флоровский писал о Серафиме Саровском: "Образ вновь явленной святости оставался долго неразгаданным. В этом образе... смыкаются подвиг и радость, тягота молитвенной брани и райская уже светлость... Старец немощный... с неожиданным дерзновением свидетельствует о тайнах Духа. Он был именно свидетелем, скорее чем учителем. И еще больше: его образ и вся его жизнь есть уже явление Духа... В его опыте обновляется исконная традиция взыскания Духа". "Так со властью противопоставляется морализму - духовность. Смысл и исполнение христианской жизни в том, что Дух вселяется в душе человеческой, и претворяет ее "в храм Божества", в пресветлый чертог вечного радования". ("ПРБ". С.391-392). Флоровский отмечает также, что "в русском церковном развитии святость и ученость оказались разомкнуты".
       Серафим Саровский принадлежал византийской созерцательной и аскетической традиции, в которой "...приоткрывалась возможность нового смыкания и замыкания". Примечательно, что все это происходит накануне первых в России попыток примирения "веры и разума", оправдания культуры и исторического процесса. Учение и образ мысли С.С. чтили многие просвещенные люди, философы и писатели, такие как С.Булгаков, П.Флоренский, М.Волошин, А.Белый и др. Возвращение в церковь многих интеллигентов в начале XX в. произошло под влиянием Серафима Саровского Для многих русских религиозных философов Серафим Саровский выступает как пророк нового качества христианской жизни, ее обновления. В наше время нельзя не вспомнить слова великого старца: "Доброе дело иначе назвать нельзя, как собирание" - для нас это означает укрепление единства России, единение сил для ее возрождения, "собирание" ее духовности, культуры.
Соч.:
       О цели христианской жизни: Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:28 UTC