Надеждин Николай Иванович [17.10.1804-23.01.1856]

Надеждин Николай Иванович [05(17).10.1804-11(23).01.1856]
       - ученый, литературный критик, философ, журналист.
       Род. в с. Нижний Белоомут Рязанской губ., в семье священника.
       Образование получил в Рязанской Духовной семинарии, а затем в Московской Духовной академии, которую окончил в 1824.
       В середине 20-х гг. он, как отмечают биографы, уволился из духовного звания.
       С 1828 активно участвовал в литературной жизни страны, вначале как один из ведущих сотрудников "Вестника Европы".
       В 1830 защитил докторскую диссертацию "О начале, сущности и судьбах поэзии, называемой романтической", после чего был профессор Московского университета по кафедре изящных искусств и археологии. Издавал журнал "Телескоп" (с газетой "Молва" в качестве приложения). За опубликование "Философического письма" Чаадаева "Телескоп" был закрыт (1836), Надеждин выслан в Усть-Сысольск, затем в Вологду.
       По возвращении из ссылки (1838) он уже не был допущен в университет и посвятил себя исследованиям в области философии, этнографии, лингвистики, фольклористики, истории и исторической географии.
       Редактор "Журнал Министерства внутренних дел" (1843-1856).
       С 1848 - председатель отделения этнографии Русскогогеографического общества.
       На мировоззрение и методологию Надеждина сильное влияние оказала философия Шеллинга, и прежде всего его учение о противоречивости. Борьба противоположных сторон, по его мнению, разрешается через примирение, приведение в гармонию, "святой союз любви".
       Надеждин заявлял: "Возвести снова к единству первоначальную двойственность есть последняя задача нашей умственной жизни, предмет философии". Основу онтологии Надеждина составляет учение об идеях и о Боге. Согласно концепции Надеждина, "философский синтез" как "полная идея мира" есть осознание его единства во всех составляющих его элементах - природе и духе. Дух рассматривается в трех формах существования - сознании, искусстве и обществе, явления всех элементов единого подчинены универсальным законам. Законы природы изучаются натурфилософия, законы сознания -"философского разумения", общие законы искусства - эстетикой, законы, которым подчиняется человеческое общество и его история, постигаются философские истории.
       В дальнейшем, подвергнув критике немецкую философию в частности, Шеллинга, Надеждин выдвинул идею, представляющую своеобразный сплав диалектики и идеализма, который по онтологическим и гносеологическим принципам был родствен близкому к материализму деизму, а по методологическим принципам тяготел к эмпирио-дедуктивному способу мышления, преодолевающему шеллингианские трансцендентализм и умозрительность. Эта противоречивая общефилософская конструкция была положена в основу научной деятельности Надеждина в области эстетики, логики, философии истории.
       Суть философско-эстетической концепции Надеждина заключалась в стремлении познать зависимость видов и форм искусства от развития художественного и общественного сознания, закономерность в эволюции искусства, обосновать необходимость единства формы и содержания произведения.
Соч.:
       Платон. Философ, оригинальный, систематический; Идеология по учению Платона; Метафизика Платонова //Вестник Европы. 1830. №5, 11, 13-14;
       Современные направления просвещения // Телескоп. 1831. №1;
       Европеизм и народность в отношении к русской словесности // Телескоп. 1836. №1-2;
       Литературная критика. Эстетика. М., 1972;
       О современном направлении изящных искусств; Лекции по теории изящных искусств // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. М., 1974;
       Сочинения в двух томах. Т. I. Эстетика. Т. 2. Философия. СПб., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:28 UTC