Сувчинский Пётр Петрович [05.10.1892-__.__.1985] {ум.1985г.}

Сувчинский (Шелига-Сувчинский) Пётр Петрович [05(17).10.1892-1985)]
       - философ, публицист, музыковед, литературный критик.
       Уроженец Петербурга. С ранних лет отличался разносторонней гуманитарной подготовкой. Серьезно занимался музыкой (учился в Петроградской консерватории); изучал историю, имел склонность к литературе и философии.
       До революции выпускал в Киеве музыкальный журнал. После Октябрьской революции эмигрировал в Болгарию. Вместе с П.Н.Савицким, Н.С.Трубецким и Г.В.Флоровским стал основателем евразийского течения, о чем возвестил вышедший в 1921 в Софии первый евразийский сборник "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев". Поселившись ненадолго в Берлине, затем переезжает в Париж.
       Скончался в Париже.
       Первоначально евразийство, основываясь на географическом, геополитическом, историческом материале, задумывалось как историософское течение, утверждавшее особый путь развития России, отличный от запада и востока. Перенося акцент на близость русского и тюркского культурно-психологического типа, евразийцы опирались на новое понимание российской истории, особенно эпохи татаро-монгольского завоевания и становления русской государственности.
       К концу 20-х и особенно в 30-е гг. евразийское движение все более политизировалось, принимая облик партии, со своей политической, программой, идеологией, социально-экономическим учением и организацией.
       Сувчинский активно работал и печатался в евразийских сборниках, периодических и непериодических изданий, таких как "Евразийский временник", "Евразийская хроника", газета "Евразия".
       Сувчинский являлся одним из редакторов известного эмигрантского журнала "Версты".
       В конце 20-х гг. вместе с редакционной коллегией газеты "Евразия" критиковался за искажение евразийской идеи, апологию советского строя, подмену истинного православия учением Н.Федорова о "всеединстве". Был также идейно близок к движению "сменовеховцев", Ю.В.Ключникову, Н.В.Устрялову.
       Кроме философско-публицистической деятельности, Сувчинский занимался также вопросами теории искусства. Был в дружеских отношениях с С.Прокофьевым и И.Стравинским. После Второй мировой войны и распада евразийского движения полностью сконцентрировался на музыкально-эстетических проблемах. Известен во Франции как видный музыковед и критик.

Г.Т.Койшибаев

       * * *
       Наиболее известным имя Сувчинский стало в 20-30-е гг. нашего столетия в качестве одного из основателей и духовных вождей евразийского движения. Вопросы философии, культуры, политики, историософии, социальной психологии стали стержневыми вопросами его многочисленных публикаций тех лет. "Страсть и опасность", "Знамение былого", "Типы творчества", "Монархия или сильная власть", "К типологии правящего слоя в новой России", "Два Ренессанса" - это только небольшая часть написанного Сувчинским. Ярый противник материализма как порождения "европоберлинской культуры", С. уверен, что "законы истории" - рационалистическое выражение западноевропейского индивидуализма - неприемлемы для понимания сути России - Евразии.
       Несовместимость культур - евразийской и европейской - индивидуальной личности Запада и соборной личности Евразии служит непреодолимым барьером для переноса ценностных установок и ориентиров с Запада на Восток. Попытка преодолеть этот барьер чревата для России несчастьями и потрясениями, о чем ярко свидетельствует, по мнению Сувчинского, Октябрьская революция. По глубокому его убеждению, процессы, охватившие нашу страну, своей главной причиной имеют "самопредательство" России, выразившееся в том, что русский народ "из народа-богоносца стал, сам того не замечая, народом-богоборцем" (Евразийский временник. Кн.III. Берлин, 1923. С.37). Только в подъеме самосознания, православного мироощущения главной соборной личности - русского народа - можно видеть выход России из плена. "И мечом, и политикой Россию не освободить. Она победит свой плен и, может быть, плен всего мира внутренним ростом и вдохновением своих культурных сил" (На путях. Утверждение евразийцев. Кн.2. 1922. С. 127).

В.Я.Пащенко

Соч.:
       Сила слабых //Исход к Востоку. София, Кн.1. 1921;
       Эпоха веры // Исход к Востоку. София, Кн.1. 1921;
       Вечный устой // На путях. Кн.2. Берлин, 1922;
       Инобытие русской религиозности // Евразийский временник. Кн.З. Берлин, 1923;
       К преодолению революции // Евразийский временник. Кн.З. Берлин, 1923.
       Страсти и опасности // Россия и латинство. Берлин, 1923;
       Идеи и методы // Евразийский временник. Берлин, 1925. Кн.4;
       Два ренессанса: 90-900-е и 20-е гг. //Версты. Париж, 1926. Вып.1;
       К познанию современности // Евразийский временник. Берлин, 1927. Кн.5;
       К типологии правящего слоя новой России //Евразийская хроника. Париж, 1928. Вып.10.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:28 UTC