Кобзарь Владимир Иванович [28.07.1938]

Кобзарь Владимир Иванович (р. 28.07.1938)
       - специалист в области теории познания, методологии, логики и истории философии; доктор философских наук, профессор
       Род. в Ленинграде.
       Закончил философский факультет ЛГУ (1966) и аспирантуру этого факультета по кафедре логики (1969).
       С июня 1969 по апрель 1975 работал младший, потом старший научный сотрудник Ленинградского отделения ИИЕТ АН СССР.
       Все эти годы как почасовик читал курс и вел семинарские занятия по логике на гуманитарных факультетах ЛГУ.
       С апреля 1975 - доцент философского факультета ЛГУ, с 1983 на кафедре логики.
       В настоящее время профессор (1996) этой кафедры.
       Заслуженный деятель науки РФ (1999).
       Докторская диссертация - "Структура формальнологического знания" (1995).
       Анализируя процесс познания, Кобзарь обосновывал специфический характер научного исследования, как такого вида научного познания, который открывает новое не только для себя (учеба в школе, вузе), но и для других. Отстаивал историческую и предметную независимость технических наук от естественных, т.е. выступал против распространенной в то время интерпретации технических наук как прикладного естествознания. Технические науки независимо от естественных возникли еще в глубокой древности.
       Кобзарь обосновывал необходимость создания методологии технических наук, как такого раздела техникознания, который, устанавливая границы, определяя "метрику" предмета технических наук, его место и роль в жизненном пространстве, этим обращает особое внимание на те нежелательные, кризисные, конфликтные, порой катастрофические возможные последствия технической деятельности, которые зачастую замалчиваются заинтересованными лицами; этим методология изначально ориентирует ученых-техников и на поиски средств и способов нейтрализации таких последствий. Методология рассматривает определяющие (как позитивные, так и негативные) последствия технического прогресса.
       Кобзарь разрабатывал комплексный (предметно-гносеологическо-методологичско-социальный) критерий фундаментальности науки и комплексный признак (основание) классификации наук. Предложил пятиступенчатый алгоритм тематического изложения содержание формальной логики (т.е. логику "Логики"), заключающийся в соблюдении не только известных, общенаучного характера последовательностей: от простого к сложному; от принципов (аксиом, основоположений, "фундамента" науки) к собственно многоуровневому ("многоэтажному") содержательному зданию науки, но и внутрисодержательной (тематической) последовательности: от определения (выступающего общей, абстрактной в своей обобщенности, характеристикой) предмета изложения к рассмотрению его внутреннего строения, а именно - составных элементов и закона связи их между собой (т.е. структуры предмета). После этого, согласно алгоритму, в любой теме по логике рассматриваются виды (модусы, модификации) предмета изложения, отношения между ними и, наконец, действия (операции) с этим предметом. В итоге получается содержательно богатое знание, знание конкретное в мышлении, и в то же время оно выступает знанием, ориентированным на его практич. использование. Этот алгоритм Кобзарь выразил пятью словами: определение, структура, виды, отношения и операции с предметом мысли.
       Занимаясь историей философии и логики в СПбГУ, в России и, в частности, логическим наследием Л.Эйлера, М.И.Владиславлева и С.И.Поварнина, выдвинул и обосновал историческими данными (в частности, материалами из личного архива Л.Эйлера, из его записных книжек, хранящихся в Архиве РАН в С.-Петербурге), что Л.Эйлер не только был одним из первых преподавателей логики в СПб. университете, но и что знаменитые свои круги ("круги Эйлера") он применил в процессе этого преподавания, а потом уже использовал их для наглядности и в "Письмах о разных физических и филозофических материах...", которые хотя и были написаны в Германии в 1760-1762, но впервые опубликованы были опять-таки в России на русском и французском языках (1768-1794).
       На основе изучения истрии философии и логики в СПбГУ обосновал идею о формировании философско-логической школы университета и города трудами Л.Эйлера, М.Ломоносова и М.Владиславлева, от которого идет непрерывная линия "учитель-ученик" вплоть до нашего времени, а именно: А.И.Введенский - С.И.Поварнин и М.В.Серебряков - современный философский факультет в целом и его кафедра логики. Таким образом, Л.Эйлер, М.Ломоносов и М.И.Владиславлев, в трактовке Кобзаря, выступают родоначальниками философско-логической школы С.-Петербурга, своими трудами, идеями и последователями сформировавших творческую научную атмосферу, породившую в итоге интересные, новаторские идеи в философии и логике, высказанные такими их последователями и коллегами как М.И.Карийский, Л.В.Рутковский, Н.Я.Грот, Н.Н.Ланге, Э.Л.Радлов, А.И.Введенский, Н.О.Лосский, И.И.Лапшин, С.И.Поварнин и др.
Соч.:
       "Понятийный словарь" как метод изучения доходчивости словесной пропаганды. [В соавт.]// Философские науки. М., 1967. №2;
       О соотношении уровней научного познания и исследования // Вопросы философии и социологии. Л., 1969. Вып.1;
       Логическая структура научной деятельности и формальная логика // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Л.,1970;
       Проблема основной классификации технических наук // Развитие технических наук. Общетеоретические вопросы. [В соавт.]. М., 1973;
       О методах технических наук; Проблема классификации технических наук. [В соавт.]// Специфика технических наук. М., 1974;
       О понятии и критериях фундаментальности науки. [В соавт.]. (на польском яз.) // Вопросы наукознания. Варшава, 1978. Т.XIV. №2(54);
       О понятии и критериях фундаментальности науки. [В соавт.]. (на английском яз.) //Наука науки. Вроцлав, Дордрехт, Бостон, 1980. V.1, №2;
       Диалектичность формальной логики // Логика и развитие научного знания. Л., 1992;
       Методология логики //В. СПбУ. 1992. Сер.6. Вып.4 (№27);
       Основы логических знаний. Учебник для студентов гуманитарных факультетов. СПб., 1994;
       Кафедра логики Санкт-Петербургского университета и история преподавания логики в России // Вече. Альманах русской философии и культуры. СПб., 1996. Вып.7;
       Смысл жизни по Сергею Иннокентьевичу Поварнину // Санкт-Петербургский университет. СПб., 1996. №20;
       К истории Первого философского общества России // Вече. Альманах русской философии и культуры. СПб., 1997. Вып.10;
       Философия в Петербургском университете // Петербургская философия как феномен российской духовности. СПб., 1998;
       С.И.Поварнин // Вече. Альманах русской философии и культуры. СПб., 1999. Вып.12;
       Основы логических знаний. (Переработанное и дополненное изд.). СПб., 1999;
       Логика Л.Эйлера // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. СПб., 2000;
       Понятие о логической связи//В. СПбУ. Сер.6. Вып.2. (№14). 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:28 UTC