Фёдоров Юрий Михайлович [23.06.1936]

Фёдоров Юрий Михайлович (р.23.06.1936)
       - специалист по философской антропологии, онтологии и социальной философии; доктор философских наук.
       Род. в г.Гудаута (Абхазия).
       Окончил Омское высшее общевойсковое командное училище (1960), ВПА (1970) и адъюнктуру при ней (1973).
       С 1973 по 1986 - начальник кафедры общественных наук Тюменского высшего военно-инженерно командного училища.
       С 1987 по 1989 - старший научный сотрудник ИФ АН Азербайджана,
       с 1989 по 1992 - Института проблем освоения Севера СО РАН.
       С 1992 и по настоящее время - главный научный сотрудник Института криосферы Земли СО РАН (Тюмень).
       Фёдоров разрабатывает субъектоцентристскую концепцию онтологической антропологии, в которой человек рассматривается как целостный и универсальный субъект, несущий в себе глубинные уровни онтологии мира. В рамках этой концепции им предложена онтологическую модель человеческой экзистенции, основу которой составляет иерархия онтологических категорий: свобода, добро, долг и необходимость.
       Фёдоров исходит из того, что существуют две противоположных мировоззренческих и мировоспроизводящих концептуализации сущего: первая - за основу расширяющейся Вселенной берет субъективное эманирующее начало, а вторая - объективное эволюционирующее начало. Первое начало, по Ф., основывается на логосе и вере, второе - на рацио и знании. Эти две доктрины, по его мнению, обусловлены двумя взаимосвязанными вселенскими процессами: объективацией субъекта и субъективацией объекта. Их синтез возможен на трансцендентной, трансрациональной основе, исходя из примата целого над частью, логоса над рацио, веры над знанием.
       С точки зрения Фёдорова, мир представляет собою расширяющееся бытие между ничто и нечто. Первоначалом экзистенции человека и его мира выступает ничто, в котором "запакована" вся тональность мироздания, перманентно самораспаковывающаяся в нечто, в полноту проявленных форм существования. Им выделяется три взаимосвязанных трансцендентных модуса ничто: символ или семанический вакуум; свобода или онтологический вакуум; бесконечный субъект или ментальный вакуум. Эти континуумы человеческого существования ограничены трансцендентными пределами: символу как семантической пустоте противостоит знание как семантическая полнота; свободе как онтологической пустоте - обходимость как онтологическая полнота и бесконечному субъекту (духу) как ментальной пустоте - конечный субъект (тело) как ментальная полнота. Между ними находятся промежуточные семантические, онтологические и ментальные формы человеческой многоуровневой экзистенции.
       Рассматривая целостное существование человека в логосе (слове), Фёдоров выявляет семантические основания человеческого бытия и менталитета на основе разработки метафизические модели семантического пространства, иерархические уровни которого образуют символы, ценности, нормы и знания. Символы несут в себе трансцендентные смыслы человеческого существования в ноумене, в духе; ценности - смыслы существования человека в общеродовых онтологических координатах и являются продуктом эманации (либо энтропии) символов; нормы, выступающие результатом эманирования ценностей культуры, содержат в себе смыслы социальные формы человеческой экзистенции; наконец, знания, являющиеся конечным продуктом эманирования (или распада) символов, ценностей и норм, несут в себе смыслы внешнего, объектного существования человека в качестве телесного существа.
       Опираясь на мысль Н.А.Бердяева о том, что "культура есть великая неудача жизни", т.к. она существенно подорвала генофонд жизни, Фёдоров утверждает, что цивилизация есть великая неудача культуры, т.к. существенно расчеловечила человека, раздробив его целостность на дурную бесконечность социальных диспозиций, а технология, в свою очередь, является великой неудачей цивилизации, т.к. существенно сократила генофонд социальных форм поведения, превратила социальное существо в "одномерного человека" и поставила его экзистенцию под тотальный контроль порядка объектной необходимости. Возможность реконструировать историю взаимообусловленных процессов объективации субъекта и субъективации объекта открывается благодаря тому, что семантическую основу субъективной реальности составляет язык, в котором слой за слоем откладывались специализированные знаки и значения, иррелевантные последовательно сменявшим друг друга историческим ментальным и онтологическим формам человеческой экзистенции. Из трансцендентной изоморфности языка бытию и менталитету Фёдоров делает вывод, что именно в такой последовательности развертывались не только семантические, но также и онтологические и ментальные структуры целостной и иерархической человеческие экзистенции.

В.М.Шкарупа

Соч.:
       Культура в семантической модели мира //История и культура. М., 1991;
       Универсум морали. Тюмень, 1992;
       Космическое измерение человека // ОНС. 1992. №4;
       Формы истинного и ложного сознания // Научные и вненаучные формы социального знания: ответственность теоретика. М., 1992;
       Сумма антропологии. Кн.1. Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Новосибирск, 1995;
       Сумма антропологии. Кн.2. Космо-антропо-социо-природогенез Человека. Новосибирск, 1995;
       Социальная психология: Курс лекций. Кн.1-2. Тюмень, 1997;
       Историософема, восходящая к абсолютному мифу // Философия и мир сегодня. Саратов, 1998;
       Предельные основания философии: от трансценденталий к универсалиям // Философия. Метафизика. Язык. Саратов, 1998;
       Неиное и иное: Философская онтология бытия (проблема построения современной метафизической картины мира) // Славянские чтения. Bbin.VI. Омск, 1998;
       Сумма антропологии. Кн.З. Антропологическая историософия. Новосибирск, 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:28 UTC