Боричевский Иван Адамович [__.__.1886-__.__.1941] {(1886г.-1941г.)}

Боричевский Иван Адамович [1886 (по др. данным - 1892) -1941]
       - историк философии.
       Род. в мест. Плянганы Ковенской губ.
       В 1915 окончил историко-филологический факультет Петроградского университета.
       В 1912-1917 состоял в объединенной университетской фракции РСДРП. После революции 1917 отошел от политической деятельности.
       С 1921 - профессор Петроградского университета, преподаватель исторического материализма в Коммунистическом университете.
       В 30-х гг. - профессор педагогического института, сотрудник НИИ истории науки АН СССР.
       Докторская диссертация - "Эпикурейская логика. Геркуланские папирусы Эпикура и Фи-лодема" (1941).
       Погиб во время блокады Ленинграда.
       Боричевский выступал в 20-х гг. с резкой критикой идеалистической философии. Заслуживают внимания его работы с анализом логицизма неокантианцев и психологизма махистов. Отстаивая материализм, он обращался к тем мыслителям прошлого, для которых мировоззрение было слито с естествознанием. Его призыв: "Вперед - вместе с Эпикуром!"
       Боричевский полагал, что соединение естествознания с истинной философией науки возможно на базе единства логического и эмпирического. В качестве ведущей науки он выдвигал то чистую математику и логику, ставя их в виде некоей "натурфилософии" над опытными науками, то поднимал на этот уровень "опытное" знание, подчиняющее себе все теоретическое знание.
       Наряду с этим Боричевским проводилась идея "подлинной философии науки", которая снимала бы односторонность логицизма и эмпиризма и соединяла науки чистого мышления с науками опытными. В эту философию науки, с его точки зрения, входят учение о "сущем" (атомистика, закон сохранения и превращения энергии и т.п.), общая теория познания, этика и эстетика. Включая "философию науки" в естествознание, Боричевский ставил вопрос о механизме взаимосвязи естествознания и социологии. Он выдвинул идею, что связующим элементом является здесь науковедение, и наметил его проблематику. Идея создания науковедения в дальнейшем оказалась весьма плодотворной.
Соч.:
       Введение в философию науки. Наука и метафизика. Пг., 1922;
       Существует ли история философии как наука?// Записки научного общества марксистов. 1922. №2;
       У древнейших истоков идеалистической легенды об Эпикуре и Платоне // Книга и революция. 1922. №7-10;
       Истинное лицо древнего сада Эпикура // Записки научного общества марксистов. 1922. №1;
       Древняя и современная философия науки в ее предельных понятиях. М.-Л., 1925;
       Науковедение как точная наука //В. знания. 1926. №12;
       Краткий очерк истории древнего материализма. Бм., 1930;
       Ньютон и Даламбер. Борьба за основы физики в XVIII веке // Труды ИИЕТ.1988. Сер.1. Вып.1. №2.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:28 UTC