Семёнов Юрий Иванович [05.09.1929]

Семёнов Юрий Иванович (р. 05.09.1929)
       - специалист по философии истории, этнологии, истории первобытного общества, теории познания; кандидат философских наук, доктор исторических наук, профессор
       Род. в Свердловске.
       Окончил исторический факультет Красноярского педагогического института (1951), отделение философских курсов преподаватель общественных наук при Уральском университете (1952).
       С 1952 - старший преподаватель, доцент Красноярского педагогического института,
       с 1962 - заведующий кафедрой философии Рязянского медицинского института,
       с 1967 - профессор, с 1980 - заведующий, с 1984 - профессор кафедры философии Московского физико-технического института.
       В 1968-1970 - старший научный сотрудник сектора методологии истории Института всеобщей истории.
       С 1972 - старший, ведущий, главный научный сотрудник Института этнографии (с 1990 - институт этнологии и антропологии).
       Кандидатская диссертация - "Возникновение и основные этапы развития труда" (1956).
       В качестве докторской диссертации защищена монография "Возникновение человеческого общества" (Красноярск, 1962).
       Профессор по кафедре философии (1964).
       Семёнов создал свою концепцию социогенеза и предложил оригинальное решение проблем происхождения производства, социально-эконофмических и иных общественных отношений, неоантропа (Homo sapiens), экзогамии, рода, половых и иных табу, тотемизма, морали, обычного права, религии. Разработал схему эволюции семейно-брачных отношений, в которой в качестве ступеней выступают промискуитет, групповой дуально-родовой дислокальный брак и три последовательно сменяющиеся формы индивидуального брака.
       Предложил новую периодизацию первобытной истории. Особо была выделена эра становления человека и общества (праобщества и праистории), длившаяся 1,6 млн. лет. Оставшийся период был подразделен на эпохи раннего первобытного (первобытно-коммунистического), позднего первобытного (первобытно-престижного) и предклассового (переходного к классовому) общества. Разработал теорию первобытной экономики и проследил логику развития социально-экономических отношений от стадии безраздельного господства первобытного коммунизма до зарождения политарного ("азиатского") способа производства.
       Выявил многообразие ранних форм эксплуатации и предложил свое решение проблемы становления частной собственности, классов и государства. Выделил 6 основных типов предклассового общества и показал многообразие путей и вариантов перехода к классовому обществу. Создал концепцию политарного ("восточного") общества, в частности, выделил два основных его вида и три его варианта. Разработал концепцию собственности вообще и частной собственности в особенности. Подразделил последнюю по одному признаку на полную и верховную, по другую - на персональную, групповую и общеклассовую.
       Разработал понятие "общественно-экономический уклад" и раскрыл его значение для анализа социально-экономического строя общества. Проанализировал понятие "производительные силы" и выявил еще два, кроме прогресса техники, способа повышения уровня их развития - темпоральный и демографический. Ввел в качестве историческоой и философско-исторической категорий понятия социоисторического организма (социора), геосоциальных и демосоциальных организмов, социорной системы, исторического гнезда, исторической арены, исторического центра и исторической периферии, мировой системы, центрального исторического пространства, исторические зоны, общественно-экономической параформации.
       Разработал концепцию межсоциорных связей в мировой истории, ввел ряд новых понятий (социорная индукция, супериоризация, латериализации-, ультрасупериоризации и др.). Создал глобально-формационную (эстафетно-формационную) концепцию мировой истории. Проанализировал развитие России в новейшее время, обосновал вывод, что после Октября 1917 в ней начался процесс становления общеклассовой частной собственности и политарного классообразования, который завершился возникновением неополитарного общества. Вскрыл исторические условия, сделавшие этот процесс неизбежным, показал роль неополитаризма в мировой истории.
       Развил теорию этноса и нации. Показал, что этносов в первобытную эпоху не было. Слово "народ" применительно к этому времени означает не этнос, а конгломерат демоциальных организмов с общими культурой и языком. Выявил, что нация не является одной из форм этнической общности. Индивидов, принадлежащих к одной нации, объединяет не культура, язык и этническое самосознание, как членов этноса, а наличие общего отечества. Нация, по Семёнову, есть явление не этническое, а прежде всего политическая. Разработал концепцию не только происхождения, но и эволюции религии. Последовательно возникающие формы первобытной религии - магия, оменализм и мантика, фетишизм, эманизм, демонизм (анимизм) и политеизм. Стадиями в развитии религии классического общества являются сервиологическими (традиционно-ритуальные) и сотериологические конфессии.
       В области теории познания занимался разработкой проблем истины, соотношения фактов и теории, творческого характера человеческого познания. Уточнил понятие детерминизма вообще, детерминизма в истории в частности.
Соч.:
       Возникновение и основные этапы развития труда // Уч. зап. Красноярск, педагогического института. Т.6. Вып.2. 1956;
       К вопросу о первой форме классового общества // Уч. зап. Красноярск, педагогического института. Т. 9. Вып. 1. 1957;
       Как возникло человечество. М., 1966;
       К определению понятия "нация" // Народы Азии и Африки (далее - НАА). 1967. № 4;
       Детерминизм абсолютный (лапласовс-кий) и детерминизм диалектический // Философские проблемы современной физики. М., 1969;
       Познание и творчество // Современная физика и проблемы марксистско-ленинской теории познания. М., 1972;
       Происхождение брака и семьи. М., 1974;
       Теория общественно-экономических формаций и всемирная история // Общественно-экономические формации. Проблемы теории. М., 1978;
       Об одном из типов традиционных социальных структур Африки и Азии // Государство и аграрная эволюция в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1980;
       Общественно-экономические уклады // Теория общественно-экономической формации. М., 1982;
       Эволюция религии: смена общественно-экономических формаций и культурная преемственность // Этнографические исследования развития культуры. М., 1985;
       Социально-экономический строй Древнего Востока: Современное состояние проблемы //НАА. 1988. №2;
       О первобытном коммунизме, марксизме и сущности человека // Этнографическое обозрение (далее - ЭО). 1992. №3;
       Об "архаическом обществе", классогенезе, политогенезе и еще о десятке подобного же рода сюжетов // Восток. 1993. № 5;
       Переход от первобытного общества к классовому: Пути и варианты развития // ЭО. 1993. №1. №2;
       Россия: Что с ней случилось в 20 веке // Российский этнограф. Вып.20. М., 1993;
       Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. ч.1-3. М., 1993;
       Этнология и гносеология // ЭО. 1993. № 6;
       Материалистическое понимание истории: За и против // Восток. 1995. №2;
       Россия: Что с ней было, что с ней происходит и что ее ожидает в будущем. М., 1995;
       О проблеме истины в научном познании // Диалог. 1996. №9;
       Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. М., 1996;
       Введение во всемирную историю. Вып.1. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества. М., 1997;
       Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве // Философия и общество (далее - ФиО). 1997. №1;
       О русской религиозной философии конца XIX - начала XX века // ФиО. 1997. №4;
       Формы общественной воли в доклассовом обществе: Табуитет, мораль и обычное право // ЭО. 1997. №4;
       Марксова теория общественно-экономических формаций и современность // ФиО. 1998. №3;
       Предмет этнологии (этнографии) и основные составляющие ее научные дисциплины // ЭО. 1998. №2;
       Введение во всемирную историю. Вып.2. История первобытного общества. М., 1999;
       Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции. М., 1999. [Списки трудов С. см.: СЭ. 1989. №5 (публикации 1956-1989); ЭО. 1997. №1 (публикации 1990-1996); ФиО. 2000. №2].

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:28 UTC