Блонский Павел Петрович [26.05.1884-15.02.1941]

Блонский Павел Петрович [14 (26) 05.1884-15.02.1941]
       - историк философии, педагог, психологии.
       Род. в Киеве.
       В 1907 окончил историко-филологический факультет Киевского университета.
       В студенческие годы участвовал в революционном движении. Вступил в партию социалистов-революционеров, неоднократно арестовывался и подвергался тюремному заключению.
       С 1913 - приват-доцент педагогики и психологии Московского университета, а также на Высших женских курсах и в университете Шанявского.
       После революции 1917 отошел от эсеров, встал на сторону Советской власти. Преподавал в 1-м и 2-м МГУ, а также в Московском педагогическом институте. Один из инициаторов создания Академии социалистического воспитания в Москве (1919), первый ее преподаватель и профессор (до 1931).
       В 1922 был также одним из инициаторов и сооснователей Русского психоаналитического общества.
       В 20-х гг.- один из признанных лидеров отечественной педологии.
       В 1930-1941 - заведующий лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи Института экспериментальной психологии.
       С 1935 - доктор педагогических наук.
       В первый период своей научной деятельности исследование философских концепций Беркли, Гартмана, Плотина. До сих пор одной из лучших работ по философии Плотина остается труд Блонского (1918).
       Блонский раскрывает теоретические истоки учения Плотина - пифагореизм и платонизм. Дает широкую картину эллинской философии, устанавливая аналогии с эпикурейской, стоической, гностической школами, характеризует александрийскую школу и взгляды основателя неоплатонической школы Аммония Саккоса, учеником которого и является Плотин.
       Блонский считает основным тезисом Плотина тезис об уме "как сущем" (в отличие от предшественников, считавших, что "сущее - это ум", т.е. что ум атрибутивен, а не субстанционален).
       Блонский раскрывает образный характер плотиновских категорий "ум", "красота", "добро", подчеркивает орфическую и гностическую природу взглядов Плотина на этические нормы, исследует значение доктрины "истечения энергии" для учения о прекрасном. Разбирая связь философии Плотина с пифагорейской "теорией чисел" и с гностической космогонией, Б. оценивает как метафизическое его учение о материи ("вечно-потенциальное существование"), "демонологии", причинности и времени.
       В целом же Блонский был убежден, что критиковать философа 3 в. в наше время - нелепо, и задача философско-исторического анализа состоит не в критике, а в исследовании преемственности взглядов.
       Блонский изучает также позитивистскую и неопозитивистскую философию. Диалектико-материалистическую философию в этот период он объединяет с позитивизмом под названием "научная философия", которая, в свою очередь, представляется Блонскому "пройденным путем". Интуитивизм и особенно прагматизм трактуются как предпосылки следующего этапа в развитии "научной философии".
       Блонский критиковал попытки сведения марксизма к кантианству, а диалектической философии - к метафизике. Обосновывал отличие созерцательности материалистической антропологии Фейербаха от революционной антропологии Маркса.
       В социологии Блонский принимал категорию "общественный класс", но категорию "производительные силы" считал надуманной.

Е.В.Зорина

       * * *
       К началу 20-х гг. Блонский эволюционировал к позитивизму, стал недооценивать специфичность философского знания и сводить философию к частно-научному знанию. Показательна в этом плане его книга "Реформа науки" (1920). Выступая против "созерцательности" философов прошлого и принимая положение К.Маркса о том, что философы только различным образом объясняли мир, тогда как задача состоит в том, чтобы изменить его, он истолковывал это положение в духе узкого практицизма.
       В новых социальных условиях, утверждал Блонский, должны быть отброшены все "атавизмы мысли", прежде всего, идеалистические системы, а также понятия причины, прогресса, эволюции, материи (понятие материи "столь же темно, как и породивший его мрак") и др. Должна быть создана "наука как обобщенная математика". Считая последнюю научной философией, он отличал ее от философии как миросозерцания. В результате "философская наука, из теоретической и созерцательной делается практической, действенной. Ее можно назвать, в этом смысле, экспериментально-технологической. Философия будущего есть в самых основных своих отделах экспериментальная технология, выраженная в терминах обобщенного математического анализа... Нет разницы между наукой и философией, отдельные науки в будущем станут лишь главами этой общей науки" (С.26, 27). "Не пора ли философии перестать быть миросозерцанием?" (Там же. С.25). Так обозначилась линия на сведение философии к праксеологии.
       Работа Блонского в Наркомпросе в те годы способствовала претворению подобного рода установок на практике, что выразилось, в частности, в усилении тенденций к эмпиризму и техницизму в школьном образовании. [Эти тенденции резко контрастировали со все возраставшим значением, придававшимся философии и духовности в зарубежной русской педагогике (см., например, С.И.Гессен. "Основы педагогики. Введение в прикладную философию". Берлин, 1923).] В этот же период Блонский все больше внимания уделяет психологии. В книге "Очерк научной психологии" (1921) он обосновывал принципы "поведенческой", или "объективной" психологии, был близок к концепциям рефлексологии и бихевиоризма. Вместе с тем Блонский пытался понять поведение человека как "homo technicus" и "homo sociales".
       В 30-е гг. Блонский проводит исследования по педологии и возрастной психологии, разрабатывает генетическую теорию памяти.

П.В.Алексеев

Соч.:
       Этическая проблема у Эд.Гартмана // Вопросы философии и психологии. 1907. Кн.88;
       Проблема реальности у Беркли. Киев, 1908;
       Этюды по истории ранней греческой философии. М., 1914;
       О национальном воспитании. М., 1915;
       Курс педагогики. М., 1916; 2-е изд. М., 1918;
       Князь С.Н.Трубецкой и философия. М., 1917;
       Философия Плотина. М., 1918;
       Школа и общественный строй. Пг., 1918;
       Современная философия. 4.1-2. М., 1918-1922;
       Реформа науки. М., 1920;
       Очерк научной психологии. М., 1921;
       Педагогика. М., 1922; 8-е изд. М., 1924;
       Педология. М., 1925;
       Основы педагогики. М., 1925;
       Психологические очерки. М., 1927;
       Память и мышление. М., 1935;
       Избранные педагогические произведения. М., 1961;
       Избранные психологические произведения. М., 1964.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:28 UTC