Герье Владимир Иванович [29.05.1837-30.06.1919]

Герье Владимир Иванович [17(29).05.1837 - 30.06(по др. данным - 04.08).1919]
       - историк, общественный деятель.
       Был гражданином Гамбурга, российское подданство принял в 1862.
       Окончил Московский университет в 1858.
       Докторская диссертация - "Лейбниц и его век. Отношение Лейбница к России и Петру Великому по неизданным бумагам Лейбница в Ганноверской библиотеке" (Т.1-2. СПб., 1868-1871).
       В 1862-1865 работал за границей (Германия, Италия, Франция).
       С 1865 читал лекции в Московском университете,
       с 1866 - в качестве профессора основал Высшие женские курсы в Москве (1872-1888).
       Гласный Московской городской думы (1876-1908).
       В 1906 примкнул к октябристам.
       С 1907 - член Государственного Совета (см.: "РМ". С.91).
       Сущность и цель исторического прогресса, по Герье,- постижение человеком абсолютного нравственного закона, его движущая сила - смена мировоззрений, его вехи и симптомы - появление новых религиозных, философских и политических идей, свидетельствующих о росте нравственного самосознания общества. За пестрой тканью исторических событий историк, по мнению Герье, обязан различать общие "начала" (или "принципы"), определяющие ход истории в целом и характер ее отдельных эпох. Вся человеческая цивилизация создана взаимодействием двух основных начал: власти (единства) и личности (свободы).
       В их гармоническом сочетании ("нравственной консолидации") Герье усматривал цель социального развития. Задача исторического изучения - не открытие социологических законов (если это и возможно, то лишь в неопределенном будущем), а генетический синтез фактов, неизбежно отмеченный печатью личности изучающего. Если цель истории - постижение объективного мира нравственных ценностей, то эта же цель стоит и перед всякой отдельной личностью, в том числе познающей личностью историка. Они - одноприродны, поэтому историку остается лишь довести субъективность до полного и всецелого развития, чтобы его личность смогла стать гносеологическим критерием и гарантом объективности познавательного акта. "Научность" выводов историка, таким образом, ставится им в прямую зависимость от уровня его нравственного развития (см.: В. Борисов. "РФ". С.125-126).
Соч.:
       Очерк развития исторической науки. М., 1865;
       Народность и прогресс // Русский В. Москва. 1882. №4;
       Учение о нравственности и социальная утопия Мабли // Русская мысль. М., 1885, №1-2;
       Политические теории XVIII века. М., 1890;
       Средневековое миросозерцание, его возникновение и идеал // В. Европы. СПб., 1891. №1-4;
       Философия истории Гердера // Вопросы философии и психологии. 1896. Кн. 32 и 33;
       О.Конт и его значение в исторической науке // Вопросы философии и психологии. 1898. Кн.42-45;
       К вопросу о сущности теократии // Вопросы философии и психологии. 1899. Кн.48;
       Идея народовластия и французская революция 1789. М., 1904;
       О конституции и парламентаризме в России. М., 1906;
       Франциск - апостол нищеты и любви. М., 1908;
       Бл. Августин. М., 1910;
       Расцвет западной теократии. М., 1916.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:26 UTC