Пришвин Михаил Михайлович [04.02.1873-16.01.1954]

Пришвин Михаил Михайлович [23.01(04.02).1873-16.01.1954]
       - писатель, мыслитель.
       Род. в имении Хрущево ныне Елецкого р-на Липецкой обл., в купеческой семье.
       Учился в Елецкой гимназии, был исключен "за свободомыслие".
       Окончил Рижский политехникум (1897). За участие в марксистских кружках арестовывался.
       Окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. Работал агрономом.
       Живя в Петербурге, сблизился с Д.С.Мережковским, В.В.Розановым.
       Участвовал в Петербургском религиозно-философском обществе. Во время Первой мировой войны был военным корреспондентом.
       В 1918-1922 - сельский учитель. Жил в Ельце, на Смоленщине, в Загорске; много путешествовал по стране.
       Последние годы - в подмосковном с.Дунино.
       Умер в Москве.
       Печататься начал с 1898. Писал рассказы, повести; на первом плане в прозе П.- человек в его органической связи с природой, а также проблемы творчества. Одно из центральных мест в творчестве Пришвина занимает его дневник (1907-1954).
       Эпиграфом к статье о Пришвине можно было бы поставить слова С.П.Иваненкова (см.: Credo. №4. 1997. С.54), который называет Пришвина "человеком, сумевшим пронести искру личности и человечности через очень сложное время". Как писатель-мыслитель Пришвин развивает единое и цельное мировоззрение: природа и человек, "живое целое" бытия, родственная сопряженность эволюционной цепи, восходящее развитие мира, творческой жизни, "родственное внимание", установка на других как на себя, трансформация зла в добро, личность и бессмертие и др. (см.: Семенова С.Г. "Жизнь, пробивающая себе путь к вечности". Михаил Пришвин - мыслитель // Человек. №6. 2000).
       Творчество Пришвина питалось не только его талантом и опытом, но и его интересом к философской мысли прошлого и настоящего. Из его дневников мы узнаем о его знакомстве с работами Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, В.В.Розанова, А.Ф.Лосева, В.И.Вернадского, А.Бергсона, Ф.Ницше и др. Ключевым для мировоззрения П. было "творчество жизни". Это и непрерывное творчество в природе, и "творческое поведение", понимаемое им как "усилие в поисках своего места в общем человеческом деле", и как "долг оставаться самим собой" (Собрание сочинений М., 1982. Т.2. С.454). "Мне хочется самому жить, творить не бога, а свою собственную нескладную жизнь. Это моя первая святая обязанность" (Дневник. Т.8. М., 1986. С.35-36).
       Свое творчество Пришвин осознавал как одно из звеньев обогащения человеческого опыта ("...готовлю дрова для идущих за мной"). Искусство Пришвин понимал как одну из равноправных форм творчества, создающего бескорыстные ценности, как труд "по сгущению добра". Позднее, в дневнике 14 октября 1930, он напишет: "Что такое творчество? Борьба со злом в первую очередь, но именно не борьба как отрицание, а борьба как переключение направления действующей силы зла, вследствие чего зло и превращается в добро". Этот тезис, несомненно, близок "философии общего дела".
       Пришвин стремился осмыслить не только свое индивидуальное конкретное бытие, но бытие человека в мире, в природе в целом. Философия Пришвина, нравственно ориентированная, являла собой одновременно философской жизни. В ее основе - "родственное внимание к миру", устремленность к бескрайнему единению людей между собой и с природой. Источником жизнедеятельности человека и его радостного мироощущения для П. служит некое внерациональное начало, объединяющее человека с природой (см.: В.Хализев.- РФ. С.424-425).
       В образах природы Пришвин видел душу человека, в земных "тварях" - личностное начало. С.Г.Семёнова ("Человек". №6. 2000. С. 168-169) подчеркивает, что всем своим творческим существом Пришвин исповедует философию всеединства как соединения всего со всем, как единства и родственной связи существ мира. Во главу угла своего видения вещей он ставит чувство родства не только с людьми, но и со всем миром. Именно идея единства ("Человек существует на земле вовсе не из-за себя, а для единства" - "Дневник". 3 мая 1938. Т.8. С.244) более всего подводит Пришвина к русскому космизму, который близок ему своим отказом от покорительского отношения к природе, попыткой выдвинуть подход организмически-родственный, подчеркивающий целостность природы, где человек лишь ее часть, хоть и ведущая. Об этой включенности "в общую связь" каждого природного существа постоянно размышляет писатель.
Соч.:
       Собрание сочинений Т.1-3. СПб., 1912-1914;
       Собрание сочинений. 2-е изд. Т.1-6. М.-Л., 1929-1931;
       Собрание сочинений. Т.1-4. М., 1935-1939;
       Глаза земли. М., 1957;
       Дорога к другу. М., 1957;
       Повесть нашего времени. Ярославль, 1957;
       Незабудки. Вологда, 1960;
       Дневники. Собрание сочинений. Т.8. М., 1968;
       О творческом поведении. М., 1969;
       Дневники. М., 1990.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:24 UTC