Павленко Андрей Николаевич [14.10.1958]

Павленко Андрей Николаевич (р. 14.10.1958)
       - специалист по философии науки; доктор философских наук, ведущий научный сотрудник
       Род. в Риге.
       Окончил философский факультет МГУ (1985), аспирантуру того же факультета (1988).
       Кандидатская диссертация - "Тенденции эволюции научной космологии" (1989);
       Докторская диссертация - "Реконструкция эпистемологических оснований европейской космологии" (1999).
       В 1990 принят научным сотрудником на работу в отдел "Философии науки и техники" ИФ РАН.
       С 1997 - старший научный сотрудник, с 2000 - ведущий научный сотрудник ИФ РАН.
       Основная сфера философских интересов - философия и методология науки, эпистемология и онтология.
       В области методологогии науки в работах 1988-1994 было показано, что современные космологические теории (инфляционные модели) и сопряженные с ними теории элементарных частиц находятся на "стадии эмпирической невесомости". Позднее в работах 1995-1998 было установлено, что в современном физико-космологическом знании имеет место "эпистемологический поворот" от критериев научности и способов обоснования, характерных для классического (преимущественно эмпирического) естествознания XVIII-XIX вв., к способам и критериям, характерным для античной (пифагорейско-платоновской) науки.
       В области онтологии (работы 1993-1995) было установлено, что сущность и существование современной цивилизации определяется общей тенденцией - поглощением естественного искусственным. Достижение этого становится возможным благодаря возникновению "задолженности" бытия искусственного "в настоящем" перед соразмерностью бытия естественного "в будущем".
       В области экологии показано, что кризис между "искусственной средой" и "естественным человеком" может быть решен не только с помощью приведения среды в естественное состояние, но и с помощью приведения самого человека в состояние искусственное.
       В работах последних лет исследуются симметричные процессы и инварианты эволюции "европейского рационализма", обусловливающие его трансформации в новых формах сущего как в области науки (физика и космология), так и в области искусства (театр).
       В работе (1999) обнаружено, что включение "наблюдателя" в качестве "участника" в "представление" - и в науке, и в искусстве - приводит к противоречию в основании.
Соч.:
       Динамика развития современного космологического знания //Вестник МГУ им. М.В.Ломоносова Сер. "Философия". 1988. №3;
       Задолженность // Человек, 1993. №5;
       Идеалы рациональности в современной науке // В. РАН. М., 1994. №5;
       Современная космология: проблема обоснования //Астрономия и научная картина мира. М., 1996;
       Современная космология: новые идеалы рациональности // Исторические типы рациональности. Т.2, М., 1996;
       Эпистемологический поворот //В. РАН. М., 1997. №4;
       Европейская космология: основания эпистемологического поворота. М., 1997;
       Бытие у своего порога. М., 1997;
       Происхождение Вселенной: история одного урока // Человек, 1999. №1;
       Физика и театр: трагедия представления // Человек, 1999. №4.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:24 UTC