Печёрин Владимир Сергеевич [27.06.1807-29.04.1885]

Печёрин Владимир Сергеевич [15(27).06.1807- 17(29)04.1885]
       - русский мыслитель, публицист, поэт, прозаик.
       Род. в с.Дымерка Киевской губ. в семье офицера-крепостника. Уже в детстве он ощутил ненависть к притеснителям, к насилию. В юности испытал заметное воздействие идей декабризма, Ж.-Ж.Руссо, Ф.Шиллера и проникся духом вольнолюбия и протеста.
       В 1831 блестяще закончил филологический факультет Петербургского университета, был единственным из всего курса со степенью кандидата и получил место учителя гимназии, а также лектора университета по кафедре латинского языка и помощника библиотекаря. В это же время начал печататься (научные статьи и переводы Шиллера и античных авторов) в журналах и альманахах.
       В 1833-1835 находился в Германии, в Берлинском университете, для подготовки к профессорской должности. Путешествуя по Германии, Швейцарии, Италии, знакомился с различными течениями европейской общественной мысли.
       По возвращении в Россию в звании и.о. экстраординарного профессора читал лекции по классической философии в Московском университете. Политическая оппозиционность, неприятие самодержавия, деспотического режима привели Печёрина к жестокой личной альтернативе: либо духовная смерть, либо побег.
       В июле 1836 Печёрин навсегда покидает родину, став первым добровольным политическим эмигрантом. "Мощный дух времени, дух европейской образованности осенил меня своими крылами... Теперь я могу отдохнуть и после рабочих ремесленных дней отпраздновать воскресенье науки в богослужении идеям", - пишет Печёрин друзьям. "Страх России", "страх Николая" привели его в Европу искать "нового учения, новой системы, новой веры".
       В 1848 Сенат лишил Печёрина российского подданства, всех прав и состояния.
       Печёрин увлекли идеи христианского социализма. "Я был республиканцем школы Ламенне, коммунистом, сенсимонистом, миссионером-проповедником",- писал он о себе ("Замогильные записки". С.17) Но к 1840 увлечение идеями христианского равенства проходит. Новое, казалось, мировоззрение, открылось ему в католичестве. Приняв католицизм, он ушел в монастырь, сделался монахом Ордена редемптористов; в 1843 принял сан католического священника.
       В 1853 он встретился с А.И.Герценом. Последний много размышлял над судьбой Печёрина, печатал его произведение (поэму "Торжество смерти", отрывок из трагедии "Вольдемар") в "Полярной звезде" и сборнике "Русская потаенная литература".
       В 1854 Печёрин перебрался в Ирландию и стал капелланом при одной из больниц Дублина.
       В 1861 Печёрин порвал с Орденом, чему способствовали, кстати, знакомство и переписка с Герценом.
       Поиск смысла жизни и решения других философских проблем занимали всю его жизнь.
       Похоронен Печёрин в Дублине, на его могиле сестры милосердия больницы в знак признательности воздвигли скромный памятник.
       Прожив 50 лет за границей, Печёрин остался русским мыслителем. В его лице наиболее остро сказалась болезнь русского духа, "поиск себя". Представляя религиозное западничество со славянофильскими элементами, Печёрин выступал против всякого угнетения, в том числе и церковного.
       В своих литературных произведениях Печёрин писал о "неправде сильных", скорби народа, "переполненной мере зла" и готовности к героическому деянию. Размышляя о судьбах человечества и движении истории, Печёрин считал, что развитие истории человечества совершается через катастрофы и революц. катаклизмы. Он предвидел, что грядущая материальная цивилизация приведет к тирании над человеком, его духом, и в то же время надеялся, что Россия вместе с Соединенными Штатами Америки вступит в новый цикл своей истории.
       Печёрин оставил после смерти свои мемуары, которые разыскал в 1911 М.К.Лемке; часть из них опубликовал М.О.Гершензон в "Русских ведомостях" под названием "Автобиография В.С.Печерина", а в 1915 рукопись мемуаров была включена в "Русские пропилеи". Первое русское издание мемуаров было осуществлено только в 1933г. ("ФМВС". С.219).
       В мемуарах Печёрин проанализирован ряд религиозно-философских проблем, дана характеристика многих исторических событий и личностей. В.Сапов ("РФ". С.40) пишет: "Печёрин представляет собой интерес для истории русских философий не столько конкретным содержанием своего мировоззрения, сколько своей личностью. Это вечная тема русской философии: интеллигенция-Россия-народ, Россия и Запад, православие и католичество, "героизм и подвижничество". Печёрин - это тот тип личности, для которого вера и идея превыше всего, а собственная жизнь - реальное воплощение веры, испытание идей. "Я вечно воевал из-за идеи", - подчеркивал он в "Замогильных записках". Статью о В.С.Печёрине, на наш взгляд, лучше всего закончить словами В.Ф.Эрна: "Печерин или Гоголь не написали ни единого "философского" произведения, но жизнь Печерина проникнута такой огромной мыслью, такой сознательной идеей, что философская значительность этой жизни превышает целые томы самых блестящих сочинений" (В.Ф.Эрн. Сочинения. М., 1991. С.89).
СОЧ.:
       ИЗ переписки В.С.Печерина с Герценом и Огаревым // Литературное наследство. М., 1955. Т.62;
       (Стихотворения и поэма "Торжество смерти") // Поэмы 1820-1830-х годов. Л., 1972;
       Замогильные записки // Русское общество 30-х годов XIX в. Мемуары современников. М., 1989. С.148-311.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:24 UTC