Церетели Савле Бенедиктович [01.02.1907-09.08.1966]

Церетели Савле Бенедиктович [19.01.(01.02).1907-09.08.1966]
       - специалист по онтологии, теории познания и логике; доктор философских наук, профессор
       Окончил Тбилисский государственный университет (1930) и аспирантуру (1934).
       Кандидатская диссертация - "О редуктивных методах доказательства" (1938).
       В 1946-1948 - заведующий отделом логики и диалектического материализма в ИФ АН Грузинской ССР.
       В 1948-1958 - заведующий кафедрой истории философии философского факультета Тбилисского государственного университета.
       Директор ИФ АН Грузинской ССР в 1948-1953 и в 1957-1966.
       С 1934 и до конца жизни разрабатывал диалектическую логику. Одним из важнейших рубежей его исследований явилось обоснование понятия бесконечно-логического (или бесконечного умозаключения), о чем впервые был сделан доклад в 1947 на научной сессии ИФ АН ГССР (вслед за публикацией тезисов этого доклада сам этот доклад был опубликован в 1949 в первом томе трудов ИФ АН Грузинской ССР.). Понятие бесконечного умозаключения было представлено затем в нескольких книг и в более развернутом виде в книге "Начало доказательства" (1963).
       В своем фундаментальном труде "Диалектическая логика" Ц. предпринял попытку создания системы диалектической логики именно на основе понятия бесконечного умозаключения.
       Церетели считал, что нет ни двух, ни трех логик, а есть лишь одна, общечеловеческая логика. "Математическая логика" есть специальная отрасль математики и не имеет прямого отношения к логике. Формальная логика представляет лишь аспект, сторону диалектической логики, которая и есть подлинно философская логика.
       В центре ее - основные и неосновные законы развития; среди них главный - "закон единства противоречия". "Диалектическая логика как логика единства противоположностей, реализованного в формах мыслей,- отмечал он,- является логикой бесконечного умозаключения" ("Диалектическая логика", Тб., 1971. С.6). "Формальная логика не содержит учения о категориях; а диалектическая логика, прежде всего, есть логика категорий" (С.56). Предметом далектической логики являются логической категории (в особенности категория общего) и логические законы мысли. Диалектичность неотрывна от развития и противоречия. "Диалектичность логического,- подчеркивал Церетели,- означает то, что в нем действует внутреннее отрицание, что оно подчиняется закону единства противоположностей; этот закон осуществлен в нем в определенной логической - выводной форме.
       Главным для данного труда (т.е. для "Диалектической логики".- Примеч. П.А., А.Г.) - именно выявление и доказательство этого обстоятельства" (там же С.32). В диалектической логике, которая представляет собой онтологическую логику, роль основного закона выполняет закон единства противоречия, именно такая теоретическая позиция позволяет рассматривать категории бытия и ничто как неразрывное единое логическое целое. Это становится возможным потому что бытие есть не только предмет онтологии, но и логики, а само логическое объективно в силу своей причастности бытию. Бытие, перешедшее в логическое, представленное в логической форме, есть предмет логики. Но и ничто является логическим предметом, оно существует и логически.
       Отсюда Церетели выстраивает систему взаимоотношений бытия и ничто, по которой бытие есть ничто и наоборот: 1) опираясь на Гегеля, Церетели показывает, что отождествление существования и несуществования конкретного предмета абсурдно, поскольку пустое бытие есть ничто и наоборот, откуда и выводится относительный, а не абсолютный характер этих понятий; 2) единство бытия и ничто возможно только при допущении процесса становления, в котором даны моменты возникновения и уничтожения; 3) тождественность бытия и ничто возможна в силу логичности самого ничто, поскольку оно выступает в качестве логического предмета.
       Церетели пытается создать всеохватную, всеобъемлющую картину мира, где диалектический метод доказательства сводит воедино само диалектическое, а также логическое и познавательное в одну и ту же науку, откуда и выводится тождество диалектики, логики и гносеологии. По мнению Церетели, это есть новая наука, а не сумма старых наук, что совершенно не означает, что проблемами этой науки не могут заниматься другие науки. Вместе с тем такая универсализация диалектической логики приводит к новой метафизической видимости мира, где стороны одного предмета становятся предметом различных наук.
Соч.:
       О диалектической природе логической связи. Тб., 1956 (на груз, яз);
       О природе связи основания и следствия // "Вопросы философии" 1957. №1;
       Рациональное зерно в теории умозаключения Гегеля. Тб., 1959 (на груз, яз.);
       Начало доказательства. Тб., 1963 (на груз, яз.);
       О природе философского доказательства // "Вопросы философии" 1964. №10;
       Диалектическая логика. Тб. (1965 - на груз, яз., 1971 - на рус. яз.);
       К понятию диалектической логики // "Вопросы философии" 1966. №3.

П.В.Алексеев, А.Р.Геворкян

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:22 UTC