Чуракова Наталья Александровна [06.03.1954]

Чуракова Наталья Александровна (р. 06.03.1954)
       - специалист по религиоведению; доктор философских наук, профессор
       Род. в г.Татарск Новосибирской обл.
       Окончила филологический факультет Самарского государственного университета (1976).
       С 1977 по 1991 работала научным сотрудником Самарского областного художественного музея и преподавала философские дисциплины в вузах Самары.
       С 1991 работает в Самарском муниципальном университете Наяновой, где в настоящее время - профессор кафедры философии.
       Докторская диссертация - "Религиозная картина мира как феномен культуры" (1999).
       Сфера научных интересов Чураковой связана с исследованием природы образов религиозного и салонного искусства (укорененных в религиозном и академическом каноне), а также с проблемами философского образования.
       Основной круг идей связан с размышлениями о том, что любая картина мира (например, религиозная), любое явление культуры (например, салонное искусство или определенная образовательная система) не только социокультурно обусловлены, но являются элементами онтологии сознания.
       Структура сознания, имея в своем составе как константную экзистенциональную часть, так и исторически обусловленные части, дает основание разным картинам мира и разным социокультурным формам в зависимости от степени проявленности своих частей. Предельным основанием разницы картин мира, выстраивающихся изнутри сознания, являются: а) приоритет пространства или времени в качестве определяющего первичного структурного элемента сознания; б) доминирующий тип связи между априорными структурами сознания, или его символами, такими, как Бог и "Я" (или трансцендентальный субъект и "Я").
       Для мифологической и церковно-религиозной картины мира, а также для таких феноменов культуры, как салонное искусство и традиционная система образования, определяющими являются приоритет пространства (предметности) и бинарность как первичная интенциональная связь; для собственно религиозной картины мира, для сферы проявления собственно художественного, а также для развивающих систем образования определяющими являются приоритет времени (процессуальности:) и тринитарность, или неслиянность-нераздельность Бога и "Я" (актуальность поля натяжения между трансцендентальным субъектом и "Я").
Соч.:
       Курс Библии для маленьких культурологов. Книга для учителя. Самара, 1991;
       Пространство жизни человека в Новозаветной картине мира // Философия культуры-96. СамГУ. Самара, 1996;
       Картина мира в "Божественных именах" Дионисия Ареопагита // Философия культуры-97. СамГУ. Самара, 1997;
       Содержательность пространства "между" в христианском событии Бога и человека // Философия культуры-98. СамГУ. Самара, 1998;
       От сознания - к языку (онтологические основания религиозной картины мира). Самара, 1998;
       Христианская концепция времени в феноменологической перспективе // Культура. Образование. Личность. Самара, 1998;
       Современная философия и развивающие системы обучения. М., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:22 UTC