Тростников Виктор Николаевич [10.09.1928]

Тростников Виктор Николаевич (р. 10.09.1928)
       - по образованию физик, математик; разрабатывает проблемы теоретической и прикладной философии и богословия; кандидат философских наук.
       Род. в Москве.
       Окончил физико-технический факультет МГУ в 1953.
       Работал в Ленинграде, затем вел в Москве преподавательскую деятельность по высшей математике в различных вузах. Был доцентом по кафедре высшей математики МИИТа. Имеет ряд публикаций по различным вопросам физики и математики, в том числе монографии по математической логике.
       В 1970 стал кандидатом философских наук.
       В 1980 за участие в альманахе "Метрополь" был уволен с работы. Работал сторожем, чернорабочим, каменщиком, прорабом (1986). Все эти годы продолжал печататься в самиздате и за рубежом.
       В 1988 по приглашению Русской Православной Церкви за границей ездил в США, где сделал доклад на тему "Тысячелетие крещения Руси". Совершив еще несколько зарубежных поездок, сосредоточился на литературной работе, т.к. появилась возможность публиковаться на родине. Его работы проблемного характера по богословию, теоретической и прикладной философии, истории, политике печатались в журнале "Москва", "Молодая гвардия", "Православная беседа", "Литературная учеба" и др.
       С 1996 читал курс лекций по философии на юридическом факультете Российского Православного университета. Характеризуя эволюцию своего мировоззрения от материализма к богопознанию, сам Тростников отмечает, что его внутреннее развитие определялось потребностью понять, "вчувствоваться", усвоить всем своим существом весь миропорядок, мироустройство, "взятое во всех деталях сразу, как нечто единое и целостное". Это стремление, пишет в своей биографии Тростников, и есть ключ к его творчеству и его судьбе. Вначале универсальным средством познания для него была физика, затем - математика. Убедившись, что наиболее глубокие ее проблемы связаны с теорией вывода, Тростников стал специализироваться в области математической логики. Поняв, что специфика математического знания отражает и особенности человеческого сознания, самой интересной сферой знания для него стала философия; важнейшей ее частью Тростников считал гносеологию. Тяга ко все более общему знанию и более глубокому пониманию вывела Тростникова на богословствование, ибо, отмечает он, понятие Бога является той последней "скрепой", которая удерживает в единстве общего порядка единство Вселенной и единство человека, и "создает то самое единство всего, к которому истинный философ идет всю жизнь".
       Об огромной объяснительной силе этого понятия Тростников написал в книге "Мысли перед рассветом". Это была книга по "научной апологетике" с привлечением современного научного материала. Обращение к богословию, давшему Тростникову "всеобщую скрепу" для ума, чувства и жизни, привело его к "воцерквлению". Кроме того, Тростников считает, что отдание приоритета этой "скрепе" перед всеми другими ведет к отождествлению познания с Богопознанием, а Бог как личное и творческое начало открывается человеку в той мере, в какой Сам этого хочет, и этот процесс бессильны ускорить образование, научного знания и другие интеллектуальные накопления человеческой цивилизации.
       Так Тростников пришел к убеждению, что задача философа состоит лишь в том, чтобы формулировать вечные истины на языке своего поколения и иллюстрировать их наиболее убедительными для этого поколения фактами. Выполнению этой задачи и посвящены труды Тростников
       80-х гг. 90-е гг., кроме лекционной деятельности, книг и статей по "научной апологетике", знаменуются постепенным переходом философа от апологетики к экзегетике и от космологии к сотериологии. Центральной темой в них становится тема спасения. В этой связи Тростников ставит вопрос о природе и происхождении нашей цивилизации, считая, что она целенаправленно препятствует делу спасения, и вводит в свои произведения размышления эсхатологического порядка. Кроме того, важной темой считает он проблему спасения в браке. Из многочисленных публикаций по вопросам науки, философии и богословия сам автор считает основными те, которые приводятся ниже.
Соч.:
       Мысли перед рассветом. Париж, 1979; М., 1997;
       Мысли о России // Русское возрождение. Нью-Йорк, 1987;
       Научна ли научная картина мира? // Новый мир. 1989. №12;
       Мысли о любви //Кубань, 1994;
       "Им же вся быша"//Москва. 1995, №1;
       Понимаем ли мы Евангелие? М., 1997;
       Бог в русской истории. Одесса, 1998;
       Философия супружества. М., 1999.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:22 UTC