Иванов Вячеслав Иванович [28.02.1866-16.06.1949]

Иванов Вячеслав Иванович [16(28).02.1866-16.06.1949]
       - поэт-символист, мыслитель, культуролог.
       Род. в Москве в семье землемера. Решающую роль в воспитании И. сыграла мать, от которой он перенял глубокую и живую веру в Бога.
       Окончив гимназию с золотой медалью, поступил на историко-филологический факультет Московского университета (1884-1886); по окончании 2-го курса учился в Берлине у историка античности Моммзена (1886-1891). Окончил университет в 1891.
       С 1899 - доктор истории; читал лекции в Парижской высшей школе общественных наук. Жил в Риме, в Афинах, в Париже, бывал в Палестине.
       С конца 1904 - в Петербурге, где с 1910 по 1912 преподавал историю греческой литературы на Раевских женских курсах.
       С осени 1905 квартира Иванова ("башня" Вячеслава Иванова) становится самым ярким русским литературным салоном, где собиралась петербургская интеллигенция - литераторы, артисты, философы, ученые.
       На рубеже 1910-х гг. Иванов играет одну из главных ролей в Петербургском Религиозно-философском обществе, руководит его Христианской секцией. "Единственная борьба, в которой я намереваюсь участвовать,- есть борьба за утвердившиеся в моем духе ценности религиозного сознания" - так формулирует он свою принципиальную установку ("Русские писатели". 1800-1917. М., 1992. С.374). После годового путешествия во Францию и Рим жил до 1917 в Москве. Ближайшей средой для Иванова здесь становится круг мыслителей, объединившихся вокруг издательства "Путь",- С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев и др. Особняком стоит его тесная дружба с А.Н.Скрябиным.
       После Октябрьской революции читал в разных учреждениях лекции по истории литературы, театра и по поэтике.
       В 1918-20 был одним из организаторов и руководителей театрального и литературных отделов Наркомпроса.
       В 1920 переезжает в Баку, где получает звание доктора классической филолосоыии за диссертацию "Дионис и прадионисийство".
       Профессор, а затем ректор Бакинского университета; одно время был заместителем наркома просвещения Азербайджана.
       В 1924 по линии Наркомпроса командирован за границу и поселяется с семьей в Риме. Принял католичество (1926) и получил место профессора новых языков и литератур в университете г.Павия. Как отмечает Н.Котрелев (один из его биографов), Иванов в начале 30-х гг. тяжело переживал гонения на церковь на своей родине; этим он объяснял свой отказ вернуться в СССР.
       В 1936 Иванов, до того сохранявший советское гражданство, принял итальянское подданство. Преподавал церковно-славянский язык в папских духовных школах. Переписка с друзьями почти прекратилась. Скончался в Риме.
       На мировоззрение Иванова наибольшее влияние оказали Ницше и Вл.С.Соловьев. Истинное бытие, по Иванову,- область абсолютного и непреходящего, а мир видимый, феноменальный лишь символизирует существование этого абсолютного бытия. Истинной формой познания Иванов считал мистическую интуицию, которая позволяет схватывать целое, вечное и абсолютное. Сверхчувственное и рациональное знание трансформируется в символ, который для другого сознания "всегда темен в последней глубине". Лучше, понятнее и сильнее других облекают свои откровения в символы художники и поэты.
       Иванов развил также оригинальный вариант культурологии. Всякая культура в своем развитии проходит эпоху "критическую" и эпоху "органическую". Первая характеризуется обособлением и индивидуализмом; вторая, напротив,- синтетической целостностью миросозерцания. Перед современным художником, считает Иванов, стоит задача принять участие в реинтеграции культуры на основании мистически понимаемого духовного коллективизма, что приведет к новой органической эпохе, когда индивидуальность раскроется в терминах соборности.
       Центральное место в "органической" культуре занимает театр мистерий, который полностью соответствует принципам "вселенской соборности". Путь к этому искусству и культуре прокладывает символизм. Всенародное же искусство возможно, по мнению Иванова, только как мифотворчество.
       Прообразом такого искусства Иванов считал искусство Древнего Египта, средневековое религиозное искусство. Символ и миф - всеобщее достояние народной души, в которых просвечивают лики вечного и абсолютного бытия. Художник в высших взлетах своего творчества выступает поэтому как пророк и как учитель, ибо народ в его творениях познает сам себя. В своем поэтическом творчестве Иванов пытался следовать этим эстетическим установкам.
Соч.:
       Ницше и Дионис // Весы. 1904. №5;
       Эллинская религия страдающего бога // Новый путь. 1904. №1-4;
       О нисхождении: Возвывшенное, прекрасное, хаотическое - триада эстетических начал // Весы. 1905. №5;
       Религия Диониса. Ее происхождение и влияние // Вопросы жизни. 1905. № 6, 7;
       Кризис индивидуализма // Вопросы жизни. №8;
       По звездам. СПб., 1909;
       О современном состоянии русского символизма // Аполлон. 1910. №5;
       О значении Вл.Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания // О Вл.Соловъеве: Сб. первый. М., 1911;
       Л.Толстой и культура. М., 1911; Мысли о символизме // Труды и дни. 1912. №1;
       Борозды и межи. Опыты эстетические и критические. М., 1916;
       Лик и личины России: к исследованию идеологии Достоевского // Русская мысль. 1917. №1;
       Родное и вселенское. М., 1918;
       Переписка из двух углов. [Совм. с Гершензоном]. Пг., 1921;
       Die russische Idee. Tubingen, 1930; Dostojewskij. Tubingen, 1932;
       Римские сонеты // Современные записки. 1936. Кн.62;
       О Пушкине // Современные записки. 1937. № 64;
       Человек. Поэма. Париж, 1939;
       Переписка С.Л.Франка с В.И.Ивановым //Мосты. Мюнхен, 1963. Вып.10;
       Собрание сочинений Т.1-4. Брюссель, 1971-1987;
       Переписка из двух углов // Наше наследие. 1989. №3;
       Родное и вселенское. М., 1994;
       Дионис и прадионисийство. СПб., 1994.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:22 UTC