Юркевич Памфил Данилович [28.02.1827-16.10.1874]

Юркевич Памфил Данилович [16(28) 02.1827-04(16).10.1874]
       - философ.
       Род. в семье священника в с. Липлявое Полтавской губ.
       Учился в Полтавской семинарии, хотел поступить в Медицинскую-хирургическую академию, но по настоянию отца поступил в 1847 в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1851. Будучи одним из первых учеников, оставлен в академии для преподавательской деятельности, назначен на должность "наставника по классу философских наук".
       В 1852 Ю. получает степень магистра, в 1854 назначен на должность помощника инспектора академии. Однако административная работа шла вразрез с научными исканиями Юркевича, и он подает прошение на увольнение с этой должности.
       В 1858 получает звание экстраординарного профессора. К этому времени относятся его первые публикации в "ЖМНП" и "Трудах Киевской Духовной академии".
       В 1861 в Московском университете вновь была открыта кафедра философии.
       Юркевич оказался в России единственным всесторонне подготовленным философом-профессионалом, способным возглавить философскую кафедру.
       В октябре 1861 назначение Юркевича на эту должность было утверждено императорским указом.
       Юркевич переехал в Москву и занимал эту должность до конца своих дней. Читал лекции по истории философии, по логике, психологии и педагогике, а также работал в учительской семинарии военного ведомства. Возглавлял группу студентов, занимавшихся переводами философской литературы, в частности, под его руководством был осуществлен перевод "Истории философии" Швеглера.
       В 1869 Юркевич был назначен исполняющим обязанности декана историко-филологического факультета.
       В 1873, после смерти любимой жены, Юркевич тяжело заболел и через год скончался.
       Похоронен на кладбище Данилова монастыря в Москве.
       Юркевич, по свидетельству В.В.Зеньковского, был одним из крупнейших представителей Киевской философско-богословской школы наряду с Ф.А.Голубинским, В.Д.Кудрявцевым-Платоновым, С.С.Гогоцким. Испытав сильное влияние немецкой классической философии, Юркевич был сторонником целостного понимания человеческого духа, отмечая особую роль сердца как живого средоточия души. Наряду с логическим разумом огромное значение уделял интуитивно-мистическим компонентам познания и личностного существования. Неслучайно Г.В.Флоровский отмечает, что Юркевич был "мыслителем строгим, соединявшим логическую точность с мистической пытливостью" ("ПРБ". Париж, 1937. С.242).
       В области истории философии Юркевич провел глубокое сравнительно-гносеологических исследовательских идей Платона и Канта, рассматривая их как две основные стратегии решения теоретико-познавательных проблем. Критикуя кантовский трансцендентализм и агностицизм, Юркевич тем не менее подчеркивал выдающиеся заслуги немецкого философа в доказательстве наличия духовно-идеальных оснований любого познавательного опыта.
       Сам Юркевич примыкал к платоновской традиции, признающей существование сверхчувственного мира идей, однако при этом доказывал принципиальную невозможность выведения индивидуального бытия живых и разумно-деятельных существ из всеобщих и абстрактных оснований. По Юркевич, необходимо признать сверхлогическое духовное начало - Бога, определяющего и сферу объективно-мыслимого, и сферу разумнодействующего, и сферу природного бытия. Исходя из такой теистической онтологии, Юркевич в своих антропологических воззрениях весьма сочувственно относился к спиритическим опытам, ибо, по его мнению, индивидуальный человеческий дух несводим к телесно-физиологическим и внешне-вещественным условиям своего существования, а потому способен продолжать свое духовное развитие и после физической смерти.
       Юркевич дал весьма глубокий анализ современного ему механистического материализма, показав, с одной стороны, его органическую связь с развитием естественных наук, а с другой - вскрыв принципиальную ограниченность материализма в решении основополагающих "метафизических" проблем (психофизическая проблема, проблема субстанции, природа идей и т.д.). С точки зрения Юркевич, "материализм входит в новейшую философию как момент в ее реалистическом развитии. Признать определенное условное право этого материалистического воззрения, указать ему определенное место в целостной мысли о мире - таково одно из выдающихся стремлений новейшей философии".
       В историю отечественной общественно-политической мысли Юркевич вошел как участник полемики по поводу работы Чернышевского "Антропологический принцип в философии". Принципиально антиматериалистическая и теистическая позиция, занятая Юркевич в этом споре, послужила основанием к несправедливой квалификации Юркевич как "официального", "ортодоксально-мракобесного" мыслителя. Укоренившийся штамп долгие годы препятствовал объективной оценке творческого наследия Юркевич как в области истории философии, так и в сфере его оригинальных философско-теоретических построений, хотя его перу принадлежит, например, блестящее определение предмета философии, отзвуки которого можно найти у В.С.Соловьева, С.Л.Франка, С.Н.Трубецкого: "Философия, как целостное миросозерцание, есть дело не человека, а человечества, которое никогда не живет чисто логическим сознанием, но раскрывает свою духовную жизнь во всей полноте и целостности ее моментов".
Соч.:
       Идея //ЖМНП. 1859. №10-11;
       Материализм и задачи философии // ЖМНП. 1860. №10;
       Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова божия // Труды Киевской Духовной академии. 1860. №1;
       Доказательства бытия Бога // Труды Киевской Духовной академии. 1861. Кн.3-5;
       Философские произведения. М., 1990.

Л.В.Иванов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:22 UTC