Флоровский Георгий Васильевич [09.09.1893-11.08.1979]

Флоровский Георгий Васильевич [28.08(09. 09).1893-11.08.1979]
       - философ, ученый и религиозный мыслитель.
       Род. в Елизаветграде, в семье священнослужителя (отец был ректором Одесской духовной семинарии).
       Поступил в Одесский университет на историко-филологический факультет, занимался также историей философии и естественными науками (его экспериментальная работа по физиологии слюноотделения была одобрена И.П.Павловым и опубликована в Записках Академии наук за 1917).
       Окончив университет и сдав магистерский экзамен по философии, был принят приват-доцентом на кафедру философии.
       В январе 1920 эмигрировал вместе с родителями в Болгарию, где участвовал в создании Русского религиозно-философского общества.
       В 1923 в Праге защитил диссертацию по истории философии Герцена.
       В 1926 приглашен профессор кафедры патрологии Русского института богословия в Париже.
       В 1932 принял священство.
       Начало Второй мировой войны застало его в Югославии, откуда он только после войны смог вернуться в Париж, где возобновил преподавательской деятельность.
       В 1948 Ф. переехал в США, где преподавал, а затем стал деканом Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке.
       В 1956 приглашен профессор по истории Восточной церкви Гарвардского университета, затем работал в Принстоне. Флоровский вел активную общественно-религиозную деятельность, был одним из учредителей Всемирного совета церквей.
       Умер в Принстоне, похоронен в Трентоне (штат Нью-Джерси).
       По словам Н.О.Лосского, "самый православный из современных русских философов", Флоровский, внес серьезный вклад в такие различные области, как литература, история философии, богословие, история русской религиозной мысли. Известный деятель американской Православной церкви И.Мейндорф в предисловии к фундаментальному труду Флоровского "Пути русского богословия" отмечает, что хотя в области богословия Флоровский был блестящим самоучкой, не обладая формально богословской подготовкой, он не только погрузился в изучение отцов церкви, но и приобрел известность как патролог. Его труд "Пути русского богословия" признавался многими как основной библиографический справочник по истории духовной культуры России. Эта книга выдержала многочисленные издания (экземпляры первого издания стали библиографической редкостью, т.к. тираж почти полностью погиб во время бомбардировки Белграда).
       Мировоззрение Флоровского на протяжении всей его жизни эволюционировало в сторону все большей ортодоксальности традиционного православного богословия. Он активно полемизировал с "софиологической" трактовкой православия В.С.Соловьева, П.Флоренского и С.Н.Булгакова. Разделял ряд идей евразийства. Принимал участие в самом первом программном сборнике "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев" (1921). По-видимому, его объединяло с евразийством утверждение своеобразия российского пути развития, в корне отличающегося от западного, сугубо критическое отношение к западному типу рациональности, вообще к западной культуре, а также призыв базироваться на истинно православной вере и традициях. Но вместе с тем он не принимал некоторых специфически евразийских идей, например, о духовной близости русской и тюрко-степной культур, о превращении евразии в стройную систему официальной российской идеологии, способной конкурировать с марксизмом и заменить его. Напечатав еще несколько статей в евразийских изданиях, Ф. отходит от движения.
       Окончательные идеологизация, политизация и, как казалось многим, пробольшевизм евразийства конца 20-х гг. сделали Флоровского одним из основательных критиков этого течения. Статья "Евразийский соблазн" (1928) считается одним из самых серьезных и тщательных критических анализов евразийской идеологии.
       В американский период жизни Флоровский много печатался на английском языке, на котором вышло и его 14-томное собрание сочинений.
Соч.:
       Разрывы и связи //Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921;
       Хитрость разума // Там же;
       О народах неисторических (страна отцов и страна детей) // Там же;
       О патриотизме праведном и греховном // На путях. Утверждение евразийцев. Кн.2. Берлин, 1922;
       Достоевский и Европа. София, 1922;
       Два Завета // Россия и латинство. Берлин, 1923;
       Окаменелое бесчувствие. По поводу полемики против евразийцев // Путь. Париж, 1926. №2;
       Евразийский соблазн // Современные записки. Париж, 1928. №34;
       Окаменелое бесчувствие (по поводу полемики, против евразийцев)//Путь. 1929. №2;
       Томление духа// Путь. 1930. Кн.20 (о П.Флоренском);
       Религиозные темы Достоевского //Россия и славянство. 1931. Февраль;
       Восточные отцы IV века. Париж, 1931;
       Пути русского богословия. Париж, 1937 (переизд.- Киев, 1991);
       Метафизические предпосылки утопизма // "Вопросы философии" 1990. №10;
       Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе. М., 1991.

Г.Т.Койшибаев

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:22 UTC