Гирш Любовь Исааковна [__.__.1868-05.02.1946] {род.1868г.}

Аксельрод (псевд.- ОРТОДОКС) Любовь Исааковна (Ицыковна) [по мужу - Гирш] (1868-05.02.1946)
       - философ, литературовед.
       В пятнадцатилетнем возрасте ушла из семьи, примкнула к полтавскому революционному кружку. Привлеченная к жандармскому дознанию, скрывалась в 1886 в Харькове, где работала в народнической организации. Революционную работу продолжала в Мелитополе, Петербурге, Вильне.
       В 1887 эмигрировала в Швейцарию. Окончила философский факультет Бернского университета в 1900.
       В 1902 защитила диссертацию о развитии мировоззрения Л.Н.Толстого ("Tolstois Weltanschauung unci ihre Entwicklung". 1902). Находилась в эмиграции во Франции и Швейцарии до 1906.
       С 1892 член группы "Союза русских социал-демократов за границей", а также группы "Освобождение труда". Последовательница идей Г.В.Плеханова (по словам философа Э.Л.Радлова, глава русского марксизма - Плеханов, а его оруженосец - Аксельрод).
       В 1917 - член меньшевистского ЦК, затем член ЦК плехановской группы "Единство".
       После 1917 занималась научной и педагогической работой.
       С 1917 по 1920 читала лекции в Тамбовском государственном университете и Народном университете,
       в 1920 - в 1-м МГУ, в 1921-1923 руководила семинаром по философии в институте Красной профессуры, позднее работала в институте научной философии.
       Основные направления философских исследований: история философии, этика, социальная философия, онтология.
       Философская позиция Аксельрод связана с критическим анализом идеализма - неокантианства и эмпириокритицизма. Показывая концептуальное единство философии Канта с неокантианцами и махистами (в том числе русскими), она определяла это единство как субъективный идеализм. Критиковала Беркли, Фихте, Маха, Авенариуса, Шопенгауэра за тезис о тождестве бытия и мышления. Кантовская категория "трансцендентной реальности" ведет, по Аксельрод, к пропасти "метафизического раскола мирозданья", порождает идеалистический скептицизм, служащий "методологическим компасом" в достижении "счастливых берегов догматического идеализма". Отдавая должное оригинальности гносеологии Канта, отмечала, что его философияв целом является идеологией либеральной буржуазии.
       Возникновение неокантианства Аксельрод считала реакцией на научный социализм в Европе. Негативно оценивая мировоззрение эмпириокритиков, Аксельрод не соглашалась с идеями В.И.Ленина относительно теории познания как теории отражения и диалектического метода, представленными в его книге "Материализм и эмпириокритицизм". Формулируя собственное понимание гносеологии, Аксельрод трактует ощущения как основу познания и "символы" вещей, индифферентных объективному миру, а "вторичные качества" - как субъективные. Отрицание существования "сверхчувственного мира", "наивысшей реальности и наивысшего блага" приводит Аксельрод к отождествлению мировоззренческих платформ идеализма и религии. Диалектический метод считала системой "формальных" категорий, стоящих вне частных наук и неадекватных историческому познанию.
       Аксельрод известна как активная участница философских дискуссий 20-х гг.: она была одним из лидеров так называемых "механистов" (т.е. защищавших линию методологического редукционизма) и выступала против "деборинского" ("формалистического") истолкования философии. Критиковала концепцию классовой морали с позиции вечных принципов нравственности.
Соч.:
       Опыт критики критицизма // Новое обозрение. 1900. №12;
       Новейшие русские идеалисты. Одесса, 1905;
       Философские очерки. 1906 (2-е изд.- М.-Пг., 1923);
       Мещанский мистицизм: Критика эмпириокритицизма // Современный мир. 1908. №11-12;
       Два течения: Неокантианство и эмпириокритицизм как основы буржуазного либерализма и мещанского революционизма // На рубеже. СПб., 1909;
       Субъективный материализм: Критика Авенариуса // На рубеже. СПб. 1910. №2, 4;
       Философы и общественность: Простые законы права и нравственности //Дело. 1916. №1;
       Э.Мах как философ // Дело. 1916. №2;
       Курс лекций по историческому материализму //Красная новь. 1922. Кн.1(11), 3(13), 6(16), 7(17);
       Против идеализма. Критика некоторых идеалистических течений современной мысли. М.-Пг., 1922;
       Курс лекций по историческому материализму // Красная новь. 1922. Кн.1(11), 3(13), 6(16), 7(17);
       Л.Н.Толстой. М., 1922 (2-е изд. -1928);
       Мораль и красота в произведениях Оскара Уайльда. Иваново-Вознесенск, 1923;
       К.Маркс как философ. Харьков, 1924;
       Философско-историческая теория Риккерта // Красная новь. 1924. Кн.5(22), 6(23);
       Этюды и воспоминания. Л., 1925;
       В защиту диалектического материализма. Против схоластики. М.-Л., 1928;
       Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса. М.-Л., 1934;
       Л.Н.Толстой - мировоззрение и творчество //Литературная учеба. 1935. №9.

Е.В.Зорина, Т.В.Кулакова

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:22 UTC