Вольский Николай Владиславович [07.05.1879-26.08.1964]

Валентинов (псевд. Вольского Николая Владиславовича, др. псевд,- Самсонов, Е. Юрьевский) (07.05.1879 - 26.08.1964)
       - общественный деятель, экономист, историк, философ.
       Род. в г.Моршанске Тамбовской губ. в помещичьей семье.
       В 1902 включается в революционное движение. Вначале примыкает к большевикам, но в 1904 переходит на меньшевистские позиции. Редактирует меньшевистскую "Московскую газету". Позицию большевиков во главе с Лениным в ходе революции 1905-1907 Валентинов считал "наивреднейшей", ведущей к расколу российского общества. В этот же период Валентинов отходит от философии марксизма, склоняясь к построениям Маха и Авенариуса. Их взгляды он объявляет пролегоменами "ко всякой имеющей возникнуть в смысле науки философии, в том числе и философии марксизма".
       В годы Первой мировой войны Валентинов занимался изучением русской культуры, однако завершить свое исследование не сумел: рукопись книги трагически сгорела в 1917.
       До 1922 не занимался политикой. Вдохновленный НЭПом, возвращается к журналистской работе, участвует в редактировании "Торгово-Промышленной газеты" - органа Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Однако практическая деятельность Валентинов все больше заставляет его сомневаться не только в философии, но также в социологии и политической экономии марксизма. Он отвергает теорию классовой борьбы, революционных методов преобразования общества.
       В начале 1928 выехал на лечение в Германию, в марте вернулся в Москву.
       В конце 1928 В. возглавляет советское торгпредство в Париже;
       с 1930 переходит на положение эмигранта. Живет в Европе и в США, печатается в эмигрантских изданиях по проблемам культуры, социологии, политической экономии. Пишет мемуары, среди которых видное место занимают его прижизненные воспоминания о В.И.Ленине. Многократно выступал против "красного царя", "диктатора Сталина". Много сделал для собрания документов о событиях в СССР периода сталинизма.
       Умер в Плесси-Робинсон под Парижем.
       * * *
       Своеобразие философских позиций Валентинов в дооктябрьский период состояло в том, что, критикуя с позитивистских позиций, близких к махизму, философию Г.В.Плеханова и его единомышленников, он с неменьшей энергией оппонировал социал-демократу философу-махисту А.А.Богданову, квалифицируя его концепцию как перелицовку на позитивный лад старых идеалистических систем, или как "разновидность спиритуализма". Считал, что у Маркса и Энгельса новая теория социализма только намечена и что ее надо биологизировать и соединить с ценными сторонами "критического реализма", а также с "научной философией" Э.Маха. В годы эмиграции, характеризуя В.И.Ленина, стремился связать его с "восточным мессианством". (См.: В.Ф.Пустарнаков. "РФС". С.77 и "РФ". С.82.)
Соч.:
       Э.Мах и марксизм. М., 1908;
       Мы еще придем. О современной литературе. М., 1908;
       Философские построения марксизма. Диалектический материализм, эмпириомонизм и эмпириокритическая философия. М., 1908;
       Пути решения аграрного вопроса. М., 1917;
       Встречи с Лениным. Нью-Йорк, 1953;
       Доктрина правого коммунизма 1924-1926 годов в истории советского общества. Мюнхен, 1960;
       Two years with the symbolists (Два года с символистами). California, 1969 (текст на рус. яз.);
       Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. Stanford, 1971;
       Малознакомый Ленин. Париж, 1972;
       Наследники Ленина. М., 1991;
       Недорисованный портрет. М., 1993;
       НЭП. Свидетельство заинтересованного // Знание - сила. 1990. №8.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:02:20 UTC